Главная » 2008»Апрель»4 » В каких странах процветает торговля человеческими органами
В каких странах процветает торговля человеческими органами
04:19
Бывший прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте выпустила в свет новую книгу «Охота», которая немедленно стала предметом самого пристального внимания не только в Европе, но и во всем мире
В ней она прямо обвинила премьер-министра Косово Хашима Тачи в убийствах 300 сербов с целью продажи внутренних органов для нужд трансплантологии. Торговля органами – развитая практика в современном мире, однако, пожалуй, это первый случай в новейшей истории, когда чиновник столь высокого ранга напрямую обвиняет другого высокого европейского чиновника. Карла дель Понте поведала миру о следственных мероприятиях, которые были проведены после событий 1999 года, когда Хашим Тачи возглавлял армию спасения Косово. Пленные сербы грузовиками доставлялись в Албанию, далее всех их ждал особый медицинский осмотр и … хорошее питание. Затем в тихих незаметных клиниках…
Торговля человеческими органами категорически запрещена. А кроме того, международное гуманитарное право запрещает использовать органы и ткани заключенных даже при наличии их согласия. Но 14 человек из разных стран собрались в Рокфеллеровском центре Белладжио в 1995 году и объединили усилия для изучения двух простых вопросов, а именно: превращения органного донорства в развитую во всем мире торгово-закупочную сеть и использования органов заключенных в отдельных странах. Международная практика органного донорства потребовала не только объединения усилий 14 человек, но и поддержки Колумбийского университета, фонда МакАртуров, института «Открытое общество» и Международного Красного Креста. Работа группы продолжается по сей день. Полный отчет (а их уже было несколько) – чтение, мягко скажем, любопытное.
***
К началу 90-х трансплантология стала обычной практикой во многих странах мира. Около 80% операций к тому времени были успешны, а значит, можно было уверенно говорить о грандиозном успехе новой отрасли. Только в США к тому времени количество «очередников» на получение органов для пересадки приближалось к 40000, и ежегодно 10% сердечников умирали, так и не дождавшись исцеления. Острейший дефицит органов охватывал все страны и все континенты, и одной из главных задач здравоохранения стала задача обеспечения трансплантологии исходным материалом, - свежими жизненно важными органами человека.
Предпосылки для немедленного развития, во-первых, системы торговли органами, а во-вторых, криминализации всего процесса и грубейших нарушений прав человека были налицо уже на заре развития большой трансплантологии, то есть уже к началу 80-х годов прошлого века. Рынок органов возник как само собой разумеющееся дополнение, точнее – универсальный стимулятор развития новой отрасли медицины. И, конечно же, стал катализатором формирования многочисленных криминальных и полулегальных сетей «добычи» и «сбыта» по всем странам и континентам.
В целом трафик «нелегальных» органов следовал проторенными тропами капитала в современном мире глобализации – с Юга на Север, из третьего мира в первый, от темнокожих к белым, от женщин к мужчинам.
Самым скандальным центром торговли человеческими органами (особенно почками) стала Индия, в которой по «странному» стечению обстоятельств вообще не существовало никакого законодательного контроля, поэтому отправиться из далекой деревушки в город и вернуться без почки, зато с деньгами на свадьбу своей дочери было самым обычным делом. Бэрри Якобс, американский врач, основал еще в 1983 году «международную биржу почки», и до 1990-го успешно организовывал порядка 2000 продаж в год. Впрочем, посредники не ленились отправляться в индийскую глубинку и там уже полуграмотным крестьянам рассказывать любые сказки. Конечно, брокеры от трансплантологии нагрели руки на дремучести простых индийцев так, что просто изумляешься, - т. е. зачастую оставляли несчастных «доноров» без желанных 2- 3 тысяч долларов, к тому же умудрялись работать сразу с целыми деревнями, т. е. оптом - проще уговаривать, да и дешевле.
Представители Кувейта, Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, Омана отправлялись за почками в Индию так же, как столичные граждане отправляются на Тишинский рынок в Москве. После разоблачительных телевизионных репортажей Би-би-си Индию так и называли во всем мире – «органный базар». К тому же зачем платить от 40 до 70 тысяч долларов в европейских странах, если можно было за 15-20 тысяч получать, на первый взгляд, то же самое, но в Индии? Для здравоохранения Индии такие деньги всего за одну почку – неплохое подспорье, а сами «доноры» могут обойтись и меньшим. И только к 1995 году в Индии был принят закон, запрещающий прямую торговлю органами, но не во всех штатах, однако, по мнению экспертов, в самом законе осталось много прорех, словом, - достаточно возможностей для того, чтобы торговля до сих пор процветала. Индия все еще остается единственным местом в мире, где можно приобрести почку от живого донора, а не от трупа, в любое время суток, как в супермаркете. И, несмотря на то что по результатам исследований процент смертности после операции с индийскими органами высок, количество желающих купить орган именно в Индии не уменьшается.
Мало кто в России обращает внимание на многочисленные объявления, размещенные на различных интернет-форумах, - «продам себя частями оптом и в розницу», но уже в 70-е такие объявления вовсю публиковались в бразильских, чилийских и в аргентинских газетах. В той же Бразилии, несмотря на принятый в 1997 году специальный закон, до сих пор продолжаются судебные дела по фактам кражи детей и кражи органов, а слухи и мифы о «голубых такси-фургонах» превратились в современные городские легенды.
В Южной Африке, на родине первой в мире пересадки «темнокожего» сердца (1968 год) в «белую» грудную клетку, шокирующие слухи и факты о злоупотреблениях в полицейских моргах и торговле людьми, особенно женщинами, именно для нужд трансплантологии, заставили специальную правительственную комиссию начать расследование и принимать отчаянные меры: наследие апартеида - это вам не кот наплакал. Тем временем израильские граждане доставали живых доноров со здоровыми почками и печенью для своих прекрасно оборудованных центров трансплантологии в Восточной Европе.
К 90-м годам на рынке органного донорства появилась Турция, где встречаются и доноры, и те, кто нуждается в куске чужого тела, но, увы, в поле зрения международных правозащитных организаций эта страна попадает именно как активный центр незаконной трансплантологии.
Особое место на рынке органного донорства занимают страны, где тела всех без исключения граждан признаются государственной собственностью, а уж заключенных – тем более. До осуждения практики торговли органами Всемирной медицинской ассоциацией в 1984 году пациенты из многих азиатских стран отправлялись в Тайвань за криминальными органами в прямом и переносном смысле. Действительно, к чему просто затрачивать средства на казнь заключенного, если можно возместить убытки? Прикрыли рынок в капиталистическом Тайване, как тут же распахнулись двери социалистического Китая.
Китай до сих пор привлекает внимание всей международной общественности и правозащитных организаций. Статистика социалистической идеологии держится под сукном, но еще в октябре 1984 года правительством Китая была спущена директива великому народу, рекомендующая и, разумеется, обязывающая использовать трупы или органы казненных заключенных - почки, роговицу, печень, сердце и сердечные клапаны. Конечно, эту практику следует хранить в строжайшем секрете, указывала директива, дабы избежать ненужных негативных последствий. Органы и ткани распределялись китайским товарищам, прежде всего - ответственным работникам и членам их семей, а избыток продавали и продают представителям Гонконга, Тайваня, Сингапура, - в основном азиатским странам, которые платят порядка 30 тысяч долларов за орган.
До сих пор правительство Китая и руководство Коммунистической партии с негодованием отрицают международные обвинения, но документов, свидетельских показаний (за пределами Китая) от непосредственных участников подобной практики более чем предостаточно. В 1996 году более 6 тысяч смертных приговоров было вынесено, и по меньшей мере более 4 тысяч человек были казнены - неплохой бизнес. Антрополог Дэвид Ротман посетил в 1997 году Китай и был допущен (!) к беседам с трансплантологами и другими медицинскими работниками. Он обсудил все тонкости трансплантации и услышал все об успехах китайской медицины, но ни единого слова об источнике органов не проронили китайские товарищи.
***
А что же постсоветское пространство? Идет в ногу со временем, своей евроазиатской тропой. Ни наши чиновники, ни наши силовики не отрицают наличия криминального рынка органов в России. Специальная следственная бригада и следователи в Генеральной прокуратуре РФ, в МВД давно существуют. И дела существуют, и международные скандалы, и обвинения России в контрабанде органами.
Молдавия занимает одно из первых мест на страницах западных газет в последнее время - по утверждениям западных экспертов, нелегальный бизнес органов принял угрожающие размеры. Без комментариев.
Дела харьковских и львовских врачей запросто могут соперничать не только со знаменитым делом 20-й больницы в Москве, но и с подобными делами врачей Калифорнии и Нью-Йорка, Германии и Франции, Испании и Бельгии. Без комментариев.
Летом прошлого года в украинской прессе появилась информация о задержании представителями израильских спецслужб в Киеве членов международной банды, которая специализировалась именно на контрабанде органов. Харьков и Запорожье – известные международной общественности «заготконторы» живого золота. То же и Казахстан. Без комментариев.
Корреспонденты одной из центральных газет побеседовали с глазу на глаз с высокопоставленным украинским чиновником. Оказалось, что основным поставщиком органов из СССР в конце 80-х были детские дома. Якобы под видом лечебных туров в страны Европы, например в Германию. Многие возвращались не только без почек, но и без части костного мозга. В 1994 году ряд чиновников на Украине были осуждены за подобную «туристическую» деятельность. Без комментариев.
Впрочем, лучшие комментарии дает Генеральная прокуратура и патологоанатомы, особенно когда им на глаза попадаются при инвентаризации областных или районных больниц контейнеры с органами, предназначенными для отправки в Европу. Где это случилось? В Новосибирске? В Екатеринбурге? В 1992 году была «пресечена» деятельность одной посреднической фирмы в крупном сибирском городе, в число учредителей которой входили врачи городской больницы. Выслеживали и отбирали детей алкоголиков, бродяжек, 8-10 лет, ставили ложные диагнозы и отправляли на операции. А дальше…. На операционном столе всякое может случиться.
***
Книга Карлы дель Понте «Охота» вызвала немедленную реакцию сербского правительства – Министерство юстиции Сербии уже направило запросы в Албанию и Гаагский трибунал. Но даже и без официальных следственных мероприятий в одной из бельгийских газет уже появились материалы о деятельности албанской мафии, для которой одним из источников заработка является торговля человеческими органами.
Куда и кем использовались органы убитых сербов? Бессмысленный вопрос.