Главная » 2013»Ноябрь»9 » Стары Ольса: Наша цель - привлечь к старой музыке внимание
Стары Ольса: Наша цель - привлечь к старой музыке внимание
01:57
Уникальный белорусский коллектив Стары Ольса вот уже на протяжении шести лет занимается средневековой музыкой. Занимается плодотворно — издал восемь альбомов. И на каждом из них можно найти нечто необычное, то, что завораживает, притягивает своей искренностью и чистотой. Даже на фестивальных выступлениях коллектив выгодно отличается от других исполнителей драйвом и энергетикой, с которой Стары Ольса исполняет средневековые "стандарты". Несмотря на то, что музыканты используют лишь акустические инструменты, большинство из которых — тщательные реконструкции исторических образцов, саунд группы настолько мощный, что у молодой аудитории неизменным успехом пользуются самые настоящие средневековые "дискотеки", которые Стары Ольса время от времени проводит в минских клубах.
Наш корреспондент Павел Кудрявцев встретился с лидером коллектива Дмитрием Сосновским чтобы побеседовать о той музыке, которую исполняет Стары Ольса.
Павел Кудрявцев: Можно ли в музыке белорусского средневековья выделить балтские и славянские этнические составляющие?
Дмитрий Сосновский: В музыке белорусского средневековья все эти составляющие слишком сильно переплелись. Как балтский субстрат — основа белорусской народности, так и славянские традиции вместе с европейским средневековьем в музыкальной культуре Беларуси слились настолько, что выделить их по отдельности сегодня вряд ли представляется возможным.
Но в целом в культуре такое разделение провести можно. А музыка — составная часть культуры. В том же фольклоре существуют и традиционные сюжеты, и развитие музыкальной композиции.
Что касается словесной составляющей — то да. В музыкальной же составляющей это сделать намного сложнее. Я этой проблемой давно интересуюсь, поэтому у меня есть некоторые суждения про критерии отличия, характерные черты балтской и славянской музыкальных культур. Но эти вопросы требуют научного обоснования, рассмотрения, анализа, поэтому сейчас я не готов сказать конкретно, что их резко отличает. Хотя есть некоторые отличительные черты, в которых вряд ли можно сомневаться...
Например?
Дело в том, что балтская музыка — более мистическая. Строй балтской музыки в некоторых пунктах не соответствует современному строю, музыкальному ладу. В балтской музыке — это показали последние исследования как белорусских, так и литовских этнографов и музыкологов — есть определенные традиции завышения или занижения некоторых отдельно взятых нот. Осмелюсь утверждать, что балтская музыкальная традиция минорная в большей степени, чем славянская. Славянская традиция — это резкие рваные ритмы, это богатая танцевальная традиция мажорного звукоряда. Хотя и в славянской традиции есть определенные несоответствия между современным музыкальным ладом и старым. Исходя из этого, нетрудно заметить, что белорусская народная музыкальная традиция тесно связана с балтскими корнями. Не просто связана, она почти полностью уходит корнями в балтскую. Думаю, только в языковой сфере архаичный белорусский фольклор получил влияние славянской культуры. В музыкальной составляющей влияние балтов настолько сильно, что мы можем утверждать: музыка в белорусской культуре до нашего времени осталась балтской.
Для вашей музыки характерна цикличность, когда один музыкальный фрагмент повторяется много раз и при этом все время ускоряется. Это общеевропейская черта музыки или специфическая белорусская?
Думаю, что это не только общеевропейская, а общемировая черта. Это достаточно традиционная черта, наверное, только для китайской музыки такое ускорение не характерно, хотя встречается и там. Однако любые рассуждения про архаическую музыкальную культуру очень и очень зыбки... Я, например, столкнулся с такой проблемой: прослушал диск древней китайской музыки в исполнении одного из коллективов, который пытается восстанавливать музыку эпохи до новой эры, и с удивлением отметил, что там есть мелодии, которые по нотам на две трети соответствуют белорусской "Лявонiхе". А с другой стороны в латышском фольклоре нашел музыку, которая абсолютно совпадает с белорусской песней "Чаму ж мне ня пець?". В финском фольклоре встретил полное соответствие белорусскому танцу "Таукачыю". Поэтому рассуждать про какие-то глубинные отличия очень тяжело. Есть арабский музыкальный лад, есть индийский музыкальный лад, есть европейский, есть архаический музыкальный лад некоторых европейских народов. Причем современный музыкальный лад Западной Европы стал распространяться очень поздно — в семнадцатом-восемнадцатом веках, и он чуть-чуть не соответствует нашему, белорусскому.
Руководствуясь исследованиями и мнением такого знаменитого музыкального мастера, как Владимир Пузыня, мы попытались восстановить строй белорусской волынки, где основная тональность была "соль", но бурдон был настроен на ноту "до". Пытаясь играть в этом строе и в миноре мы столкнулись с определенными трудностями. Мы другого музыкального мышления. Это музыкальное мышление создает абсолютно другие интервалы между нотами внутри самой мелодии. Я бы сказал, что есть отличия между цивилизационными подходами. Но все эти рассуждения в достаточной степени субъективны. Кстати, православная византийская музыка, которая существовала и у нас, попала сюда с распространением христианства, имеет очень многие черты, схожие со старой арабской музыкой, ближневосточной. Однажды меня поразило, на одной из музыкальных конференций в Польше, что руководитель византийского православного хора не понимал значения некоторых музыкальных терминов современной западной музыки. Когда у него спросили про терцию, для него это было непонятно. Потому что в европейской музыке сейчас 12 нот внутри одной октавы, а в старой византийской музыке, которой занимается этот хор (седьмой век, песнопения), там 72 ноты внутри одной октавы. Поэтому можно было бы выделить отдельно взятые известные отличительные черты между музыкой разных эпох у одного народа. А сравнивать отдельные народы между собой — очень неверно. Надо взять один конкретный период времени и говорить об отличиях в музыке разных народов на тот момент.
Что вы думаете о таких коллективах, как Taikoza, где европейцы исполняют традиционную японскую музыку? Разрушает ли это традицию?
Я думаю, что Традиция — не костное образование, Традиция со временем совершенствуется. То есть любая живая традиция не разрушается, она поглощает влияния других культур и переваривает в себе. Что касается данной группы — я не знал, что там играют европейцы. Думаю, что есть культуры, с которыми взаимовлияния возможны. Например, между белорусской и польской. У культур же, которые находятся далеко одна от одной, возможностей взаимовлияния гораздо меньше. Что касается японцев и европейцев, то, мне кажется, это не просто разные культуры — это разные цивилизации, поэтому полное исполнение чужих культурных традиций абсолютно не возможно. Это тоже самое, как европейскому спортсмену стать каратистом. Он может освоить технику, может освоить некоторый объем философских и мировоззренческих черт, но полностью стать японцем он не в состоянии. Даже физиология одного народа абсолютно не соответствует другому. Это значит, что музыка и ритмы между этими народами могут восприниматься, но осмысляться полностью, так, как в них закладывал тот народ, который является носителем этой культуры — уже не возможно.
Что вы думаете о современной культуре? Это упадок или наоборот — расцвет?
Каждая культура всегда оглядывалась назад, и в каждой культуре были люди, которые считали, сто это — упадок Я уверен, что современная культура — полноценная нормальная культура со своими особенностями. Поэтому она и является другим периодом, отдельным периодом в развитии культуры. С другой стороны — меня удивляют некоторые черты современной культуры. Немецкие культурологи отмстили, что в период готики смело достраивались романские храмы, в период Ренессанса изменялись храмы готические... То же самое можно сказать и о барокко, рококо, классицизме, романтизме. А современная культура впервые в истории пытается синтезировать все предыдущие периоды вместе взятые. Поэтому современная культура — очень странный симбиоз всего, что было до нее и в то же время — что-то созданное абсолютно с нуля, основанное на принципиально новых возможностях техники, на абсолютно новых технологиях.
Мне нравиться жить в это время, когда есть и старое, и абсолютно новое. Причем это сочетается в одних и тех же людях, в одних и тех же событиях, явлениях культуры и искусства. Наша современная культура дает в искусстве возможность выбирать. В большей степени соответствовать традициям и корням и в меньшей степени соответствовать этой новой технологической, информационной культуре. Или наоборот, быть более современным и менее привязанным к старине. Я, например, больше привязан к старине, но вовсе не критикую тех, кто пытается отказаться от старого для того, чтобы создать что-то новое. Абсолютно естественное желание любого нового поколения и любого нового периода — создавать свое.
В наше время после двух тысяч лет христианской гегемонии оно отошло на второй план. В то же время на первый план выходит языческая традиция. Что вы думаете по этому поводу?
Я считаю, что количество верующих христиан не уменьшается... А даже если оно и уменьшилось, это не говорит об уменьшении качества веры. Поэтому я бы не говорил об уменьшении влияния христианства. С изменением мира оно переходит на абсолютно новый уровень. А языческие традиции — это уважение к архаической культуре, стремление к равновесию с природой. Эти традиции никогда не ослабевали, даже внутри христианского учения есть множество влияний этих старых представлений. Сейчас возрождение старых традиций инициировано развитием той самой новой синтетической культуры. То есть культуры, которая основана не на природных возможностях. Ведь современные возможности, предоставляемые авиацией и Интернетом, не свойственны человеку от природы.
Поэтому интерес к язычеству в той его части, в котором оно является учением о гармонии общения с естественной средой, абсолютно натурален. Но я знаю примеры и среди христианских верующих мыслей о гармонии с природой и интереса к тем учениям, которые эту гармонию популяризируют и показывают, как ее достичь. С другой стороны, мне очень интересно наблюдать за развитием новой традиции в этой культуре — мы ее условно называем языческой культурой — которая стремится достичь гармонии с окружающим миром. В современном мире эта традиция получила новое развитие. Что касается музыки, языческая музыка — это имитация и упорядочение внешних звуков. Волынка — это животные, флейта — это ветер, барабаны — это гром и так далее. Если окружающие звуки упорядочить, то получается как раз архаическая музыка, которую мы сейчас называем языческой. То же самое произошло и с современной культурой. Такое распространение и популярность рок-музыки... Ведь очевидно, что она является упорядочением и имитацией внешних звуков.
Например, любой человек с хорошим слухом заметит, что звучание мотора или нескольких моторов иногда попадает в определенный интервал, и это очень похоже на звучание современных гитар. Современные тяжелые гитары и современная тяжелая рок- музыка (слово "тяжелая" здесь уже условно, потому что теперь рок-музыка вся тяжелая) является имитацией внешней среды. Получается, что мы видим, условно говоря, языческие традиции в части имитации и упорядочения звуков внешнего мира и достижения через это какой-то гармонии. Поэтому нашему слуху нравиться слышать рок-музыку, потому что рок-музыка — это упорядоченный звук большой ревущей улицы, улицы с машинами. Но если бы мы могли попробовать дать послушать эту музыку человеку десятого века — он бы не смог ее слушать. Хотя аналоги этому реву можно найти и в природных явлениях — в ветре, в скрипе деревьев, в раскатах грома. Меня, кстати, очень удивило, насколько тяжело, по-роковому звучит басовая колесная лира. Вот это новое возрождение музыкальных архаических традиций через призму рок-музыки меня очень интересует.
Тем не менее, языческая традиция — это не только умиротворенное созерцание природы. Это также и война против современного мира, против всех язв и пороков, которые поражают современное общество.
Я думаю, что все пороки современного общества, как и пороки всех обществ во все времена, возникают из-за различия взглядов на одни и те же понятия. Ведь это очень условно, с точки зрения культурологии, какое явление искусства определенного времени можно называть порочным, а какое — нет. Если такое явление искусства или жизни возникло сейчас, если сейчас оно имеет достаточно широкое распространение, то это не порок, а просто характерная черта культуры. Порок — это то, что не соответствует какому-то моральному кодексу. Современная культура мне нравиться тем, что она позволяет одновременное существование сотен таких моральных кодексов в виде золотого правила этики ("Не делай другому того, чего себе не желаешь"), в виде того, что христианство называло своими заповедями, но что являлось абсолютно естественным и натуральным для многих культур и многих периодов. В язычеокой же традиции есть два принципа отношения к миру. Это, во-первых не нарушать erо, знать о цикличности, во-вторых занять в нем свое место, соответствующее всеобщей гармонии. Но та же воинская традиция всегда была активной, подразумевала активное отношение к миру, активное его преобразование. И я не берусь рассуждать о том, где у верующего язычника, который занимался воинской культурой, пролегала граница. До какой степени этот мир менять можно, а где та граница, за которой уже ничего менять нельзя. Например, скандинавские викинги, попав в Гренландию, за 150 лет абсолютно утратили свою же культуру, свои же поселения, спровоцировав экологический кризис — уничтожили деревья и пастбища. Это пример того, как язычники костно рассуждая о внешней среде, могут ее уничтожать. Это очень тонкая граница. Мы сейчас лишь с большим трудом можем проверить, насколько языческие верования воинов седьмого-восьмого века соответствовали их моральным взглядам на окружающий мир.
Какой мужской архетип для вас ближе — архетип старца или архетип воина?
Для каждого периода или ситуации, наверное, по-разному. Я считаю, что старец — это тот, кто много пережил. Для того, чтобы исполнять этот архетип, нужно многое сделать. Тогда ты можешь чувствовать себя мудрым человеком, который заслужил то, чтобы дальше уже только созерцать. В этом отличие восточного мировоззрения и западного. Восточное мировоззрение допускает возможность созерцания окружающего мира всю жизнь. Но наша культура смотрит на это по другому. Для того, чтобы стать старцем и иметь право созерцать все окружающее. надо чего-то достичь, надо что-то сделать и только потом, находясь на пике жизненного опыгга. начать созерцать мир Я лично еще слишком молод, чтобы начинать созерцать мир. Я еще полон сил для того, чтобы что-то менять и чего-то достигать.
Вы часто выступаете в шкурах животных. Это отражение древних верований, в частности, тотемизма?
Нет, тотемизм в нашей группе абсолютно не развит. Мы используем эли шкуры из эстетических соображений, а иногда и из практических — когда холодно. В основном, это эстетика старого быта, когда шкуры играли большую роль и где постоянно присутствовали. Поэтому мы просто пытаемся так по художественному украсить свой быт и свои выступления.
Вы реконструируете в основном музыку Средневековья и Ренессанса. Но к первозданной Традиции намного ближе дохристианская музыкальная эпоха. С чем связаны подобные предпочтения?
Мы занимаемся архаической культурой, но в этом есть несколько проблем. Во-первых стиль старой музыки на старых инструментах не настолько распространен, чтобы мы могли не обращать внимания на элементы шоу. Мы из старой музыки выбираем то, что будет интересно современному избалованному уху. На самом деле люди даже в шестнадцатом веке, в эпоху барокко были настолько голодны на музыку, что слушали далеко не самые красивые композиции на наш современный взгляд. Например, почему из "Полоцкого сшытка" играются всего 15- 20 композиций, а остальные сотни — не играются? Потому что они не очень красивые. Поэтому на современном этапе хоть мы и проявляем большой интерес к архаической культуре, в наших альбомах и на наших выступлениях она занимает меньше места, чем музыка эпохи Средневековья и Ренессанса.
Пока мы лишь пробуем привлечь внимание к этой культуре. Когда-нибудь, думаю, исходя из критерия архаичности, мы попробуем сделать проект, посвященный музыке дохристианской и времени борьбы на нашей территории язычества и христианства. То есть времени, когда в музыкальной культуре отражается поклонение определенному мировоззрению или отрицание его. Например, в первом альбоме мы записали песню "Дуброва". В ней рассказывается о том, как какой-то человек вырубил святую дубраву. И теперь этот человек лежит в гробу. Его предупреждали, что дубраву рубить нельзя. А он вырубил... Эту песню сочинили люди, которые как раз этим дубравам и поклонялись. Она отображает взгляды времен борьбы мировоззрений. Мы хотим этой музыкой заняться, но она не является шоу-музыкой, и она не привлекает к себе внимания. А наша цель — привлечь к старой музыке внимание. Сейчас в Беларуси много групп старой музыки возникает. Это Улла, Рарог, Рокаш, Лiцвiнскi Хмель, За Парогам, Brevis, Lituus... Пока никто из них альбом не выпустил.