"Направо пойдешь — смерть найдешь, налево пойдешь — коня потеряешь…" — и это вам не сказка, а намек... По крайней мере для тех, кто до сих пор ходит налево, советуясь с древними изваяниями. А потом с их же помощью лечится от разных болезней.
К Себежскому идолу, Пестуну, уже почти сто лет открыто паломничество — по преданию, он решает женские и мужские проблемы со здоровьем лучше любого врача.
Насколько сильны в современной России языческие корни и где еще на нашей земле правят каменные боги прошлого, выяснил репортер "МК".
Что взять с пограничного городка Себежа? Всяк сюда приезжий тут же попадает в тюрьму. Причем по доброй воле. Там, в застенках, такой несгибаемый авторитет сидит, что к нему и из-за границы поездами едут, и по бездорожью Псковской области на перекладных добираются.
— Так уж вышло, что наше здание было построено как исправительное учреждение еще в XIX веке, — говорит научный сотрудник Себежского краеведческого музея Сергей Везовитов. — В советское время здесь была тюрьма НКВД, а в военное — гестапо. Но энергетика тут все равно целебная!
А меня так и пробирает дрожь, когда мы открываем дверь в подвал, где раньше томились несчастные узники, а теперь мотает срок языческий идол Пестун. Впрочем, кто его посадит — голова не то место, на котором сидят, а ног у идола вовсе нет. И вообще скульптурные формы у глыбы не самые выдающиеся: я бы мимо такой в лесу прошла и пропустила всю энергетику мимо ушей.
— После Крещения Руси князь Владимир приказал свергнуть языческих богов: деревянных идолов сжигали, а каменных рассекали мечами и сбрасывали в реки и болота, — рассказывает Сергей о трагической судьбе наших героев.
"Добрыня же идолы сокруши, деревянии сожгоша, а камени изломав, в реку ввергоша, и бысть нечестивым печаль велика”, — говорилось в древних писаниях. Что касается главного языческого владыки Перуна, так с ним князь Владимир разделался с особой жестокостью: "Перуна же повеле привязати к коневу хвосту и влещи с горы по Борочеви на Ручаи…” — тут и каменного товарища, и лошадку жалко.
Вот и главный идол музея пришел в начале прошлого века из лесу близ деревни Каменец под Себежем. Его коллега — безымянный идол со съемной широкополой шляпой — был поднят из болота в Идрицком районе. Точнее, обнаружилась только голова — отдельно от убора. Так она теперь и предстает посетителям в виде эдакого мушкетера.
— Долгое время они просто стояли во дворе тюрьмы НКВД, благословляя каждого, кого вводили в ворота, — говорит Везовитов. — И в годы оккупации идолы таинственным образом выжили — перекантовались в сарае. Только после освобождения Себежа от захватчика здесь решили открыть краеведческий музей. А идолы хорошо вписались в зал истории религии. Сюда стали наезжать видные ученые, исследовать идолов, и заявили в прессе, что Пестун в былые времена врачевал болячки, особенно по части бесплодия и прочих интимных проблем. Тут к идолу и повалил народ со всего Союза. Советские лидеры смотрели на это сквозь пальцы, а вот Русская православная церковь уже в наше время иногда высказывается о еретических настроениях народа: мол, у нас и правильных, христианских персонажей хватает, которые не хуже лечат.
Идола в шляпе спасли из болота. Фото: Мария Белова
Гости "каменного” века
Пестун по сравнению с другими идолами, что хранятся в музеях по стране, настоящий олигарх. У его подножия целая горка монет разного калибра, а над головой веревочка с золотыми и серебряными цепочками и колечками… Дань от благодарных пациентов.
— На Руси были приняты жертвоприношения — за оказанные услуги идола угощали вареными яйцами, пирогами и прочей снедью, — говорит сотрудник музея. — Оставляли ее в лесу. Если, к примеру, дикие звери съедали подношения, люди были уверены, что идол принял их дар и остался доволен.
А закаленный районными поликлиниками современный человек знает: в таких делах шоколадкой не обойдешься. Вот и осыпают каменную башку Пестуна драгоценностями.
Я долго вглядываюсь в грубые черты каменного столба, пытаясь разгадать, что пытался изобразить древний скульптор. Как ни крути — вижу лицо с выдающейся скулой и длинным носом. Однако посетителям музея и даже исследователям язычества сей персонаж является в самых разных обличиях…
— Видимо, все зависит от того, с какой проблемой к нему приходят, — говорит Сергей Везовитов.
Так, одна женщина, которая долго не могла забеременеть, упала перед Пестуном на колени и вдруг узрела в нижней части истукана загогулину, похожую на эмбрион: "Это же плод во чреве!” — обрадовалась она. И, что самое интересное, спустя полтора года вернулась в Себеж с новорожденным на руках. Прикладывала малыша к каменному лбу и благодарила языческого бога за такой подарок.
— По одной из версий, в переводе с древнерусского "пестун” и есть "нянька”, — говорит сотрудник музея. — К нам часто приходят и семейные пары, которые не могут иметь детей. Часть из них возвращается и оставляет потом на голове у него свои обручальные кольца — залогом их семейного счастья становится ребенок.
Мужчины же, как правило, видят в этой бесформенной каменной глыбе то, что им хочется, — женскую фигуру. Вместо носа — коса, а скулу многие принимают за грудь. Потрогают такую красотку и сразу чувствуют прилив мужских сил…
— Один сюда часто приезжал, жаловался, что с женщинами ему не везет, да и они его, мол, особо в сексуальном плане уже не привлекают. А на идола нашего запал, — говорят сотрудники музея. — Сидел возле Пестуна, подолгу с ним беседовал, гладил каменные выступы… А после такого сеанса ощущал, так сказать, душевный подъем. И совершил-таки восстание против своих комплексов: нашел наконец себе невесту. Потом явился сюда с мешком монет и осыпал своего наставника: "Спасибо, что поднял мне все! И настроение, и самооценку!”.
Стал Пестун видным авторитетом для братков и бизнесменов: приезжают накануне важного дела или сделки, совет держат… А потом процент от прибыли отстегивают: "Но не особенно большой — мол, куда каменюка будет деньги тратить… А то бы мы давно уже музей отреставрировали”, — вздыхают научные сотрудники.
Каких только чудес не нагляделись местные работники. Среди них — мощный выброс энергии из каменной головы. И никто ничего подобного, конечно, не заметил, когда бы не реакция очередной прихожанки: та решила пообщаться с Пестуном и занесла над ним ладони — так древний бог оттолкнул ее теплым энергетическим потоком с такой силой, что она упала на грудь мужа без чувств. И даже забеременела!
Иностранцы приезжают посмотреть на древнерусское чудо целыми группами. Интересно, что и паломники по святым местам порой захаживают — подивиться на древнюю святыню…
— Им даже в голову не приходит, что это ересь: многие вдруг видят в верхней части камня лик Богородицы и пускаются читать молитвы. Столько веков прошло, а христианство с язычеством до сих пор остаются так тесно переплетены, — удивляются сотрудники музея.
Язычество томится в бывших застенках НКВД и гестапо. Фото: Мария Белова
Где гранит грызут зубами
Камни, подобные тем, что стращали в пути былинных персонажей, до сих пор разбросаны по европейской части России. В себежском музее есть такой дорожный указатель с рунными начертаниями: на нем схематично изображена река и поселение слева от нее. По таким картам и ориентировались в ту пору пешеходы.
Хотя наибольший интерес все же представляют лечебные камни: недалеко от Опочки Псковской области есть так называемый зубной камень — все, кто боится дантиста, по примеру своих предков приходит к нему и грызет гранит больными зубами, отрицая все научные достижения последнего века.
— Еще одного идола нам недавно доставили из-под Себежа: по фигуре это явно женщина — голова, грудь, бедра… — сотрудники музея провожают меня во двор. — С ней связана интересная история: видимо, "идолица” отвечала за плодородие и стояла посреди колхозного поля. Так вот женщины рядом с ней чувствовали невероятный прилив сил, а вот мужчины, напротив, слабели… И хотя камень всего полметра в высоту и, если смотреть сбоку, совсем плоский, его еле затащили в грузовик четыре мужика. И дальше нашего двора пронести не смогли — ноша буквально пригибала их к земле!
За антропоморфных — подобных человеку — идолов жители деревень до сих пор держатся до последнего. Недавно в Бежаницком районе той же Псковской области научными работниками была обнаружена каменная фигура на горе. Идол игриво подмигивает каждому прищуренным глазом. Его исследовали сотрудники питерского Эрмитажа и попытались перенести находку в музей Псковского кремля. Не тут-то было — жители соседней деревни Бардово собрали подписи за то, чтобы каменный бог остался там, где провел тысячу лет.
— Наш идол — достопримечательность района, и мы лучше к нему откроем экскурсионную тропу, — говорит первый зам. начальника администрации района Валентина Иванова. — Кроме того, у всех свои огороды, этим летом к нему частенько захаживали попросить о снижении градуса ради сохранения урожая. В нашей области, кстати, пожаров не было — народ тоже видит в этом перст каменного бога.
Киев и Новгород славились в древние времена своими капищами. Окрест этих древних городов нашли несколько многоликих идолов: когда на одном столбе сразу четыре лица, по сторонам света. На Ладоге в 48-м году прошлого века был найден идол бородатого мужчины, который наставлял юнцов перед свадьбой на путь истинный.
А в Санкт-Петербурге прямо за зданием Кунсткамеры — тоже своеобразное капище, куда часто наведывается молодежь. Чтобы попасть в этот дворик, надо пройти по узкому проходу со стороны Менделеевской линии. В центре двора по кругу выстроились индейские каменные идолы.
— Молодожены приходят сюда выяснять отношения, говорят, что индейские идолы рассудят любой спор, — смеются сотрудники музея. — Еще ходит легенда, что идолы могут излечить от рака, если приносить им жертвы. Иногда мы находим возле них монеты.
Одна из скульптур в руках держит два веретена — богиня соли Уиштосиуатль, жена бога смерти Миктлантекутли и старшая сестра бога дождя Тлалоки. Неподалеку от нее стоит бог созидания по имени Тлоке-Науаке, его изображение якобы нельзя видеть простым смертным (оно и так покрыто мхом и пылью из-за непогоды). Рядом с ним бог сева и весеннего цветения Шипе-Тотек. На самом деле идолы, стоящие во дворике Кунсткамеры, — всего лишь копии настоящих каменных истуканов, которые до сих пор стоят в долине Сан-Августин в Южной Колумбии. Поэтому им даже не нашлось места в выставочных залах с подлинными историческими памятниками, к примеру, Эрмитажа.
"Урожайную бабу” нашли в поле. Фото: Мария Белова
— Эти статуи привезли в Петербург в 1913 году, — говорит заведующий отделом Америки Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого доктор исторических наук Юрий Березкин, — фигуры были изготовлены в Гейдельберге под личным наблюдением путешественника Степпеля. Именно он во время своего путешествия по Южной Америке снял гипсовые слепки с оригиналов в долине Сан-Августин. Вот те скульптуры действительно древние — их создание датируется первым тысячелетием нашей эры.
Однако народ готов верить и в индейских, и в древнерусских богов прошлого — особенно если кто-то свои проблемы с их помощью уже разрешил.
— Ну и пусть люди поклоняются идолам, если им это действительно помогает поверить в себя, — говорит психолог Мария Виноградова. — На самом же деле ничто не дает нам больше энергии для достижения цели, чем самовнушение.
Может, из-за этой человеческой особенности и язычество до сих пор циркулирует у нас в крови.