На стоянке Сунгирь снимается фильм о «зарождении искусства»
Съемки фильма о палеолитической стоянке Сунгирь продолжаются во Владимире. Московский режиссер Алексей Соколов намерен рассказать о зарождении искусства. Чем дорог Сунгирь автору фильма, и какой предстает «киноистория» каменного века? Со съемочной площадки - репортаж Марии Платанюк.
Этот амулет стал известен всему миру - знаменитая сунгирская лошадка. Путешествие на 25 тысяч лет назад. Не подлинная находка, а реконструкция. Впрочем, как и все вокруг... Палеолит, век каменный, снимают в веке двадцать первом. Дубли, тщательно выверенные кадры... Так могло быть... На этой площадке – Сунгирь - не больше не меньше- «киноистория» человечества.
Делать «кино» он начал полвека тому назад. Преподавал во ВГИКе, работал на ведущих студиях, стал доктором искусствоведения. Принцип - абсолютное погружение в работу. Вот и сейчас Алексей Соколов рисует на земле мамонта. Режиссер, автор идеи, создатель сценария. В 1969-ом, после открытия на Сунгире погребений, именно Соколов снял о стоянке палеолита самый первый документальный фильм. Несколько десятилетий спустя, решил рассказать о «зарождении искусства». Это предполагаемое название фильма.
АЛЕКСЕЙ СОКОЛОВ, РЕЖИССЕР КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ДОКТОР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ: «Показать, что люди той эпохи были такие же, как мы. Такие же умные, такие же красивые, у них была высочайшая технология. И они могли делать такие орудия труда, чтобы просверлить дырочку в маленькой бусине».
Научный консультант будущей картины - Николай Бадер, сын первооткрывателя Сунгиря Отто Бадера. Сунгирь стал делом и его жизни. По словам археолога, те уникальные находки позволили понять верования, культуру, и просто - увидеть «момент жизни первобытного человека».
НИКОЛАЙ БАДЕР, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ВЕДУЩИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: «Я обычно говорю об этом так... Если бы я оказался рядом с ним, я бы не справился с теми задачами, которые передо мной стоят... Если бы мы столкнулись с мамонтом лицом к лицу, мы бы не справились. Он многого не знал, но свою жизнь он знал великолепно».
Время - к полуночи, работа - только в разгаре. Сегодня охота оказалась неудачной. Актеры - владимирские археологи, и те, кто археологией никогда не занимался. Максимум атмосферы, максимум исторической достоверности. Даже в расположении бусин на костюмах из шкур. Самые юные сунгирцы - четырехлетний Егор Ватагин и его старшая сестра Юля.
ЮЛЯ ВАТАГИНА: «У них ничего не было, даже мыла. И помыться не могли».
Фильм, хронометраж которого больше часа, режиссер планирует разбить на три серии по 26 минут. Говорит: «пока отснята лишь половина материала». Съемочная группа направится и во Францию. В пещеры... Те, что хранят наскальную живопись каменного века.
Мария Платанюк, Наталья Ларина, vladimir.rfn.ru, 17.08.2006