Древнегреческие мифы, рассказывая о воинственных женщинах, ведущих свое происхождение от коварного и вероломного бога войны Ариса и Гармонии, называют их Амазонками. Для сохранения своей численности они вступали в связь с мужчинами соседних племен, отсылая им (или убивая) родившихся мальчиков и оставляя у себя только девочек, которым выжигали одну грудь, мешавшую при натягивании тетевы боевого лука. Именно поэтому они и названы "Aмазонки", то есть "безгрудые". Согласно мифам, амазонки жили в Малой Азии или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море). Они, если верить преданиям, пришли в Нижнюю Азию и основали в окрестностях Фермодонской страны город Фемискир, а также построили известные города-крепости Эфес и Смирну. В Эфесе амазонкам приписывается постройка известного храма в честь богини Артемиды.
Гомер в своих произведениях упоминает о войнах Беллерофонта (сына коринфского царя Главка) и фригийцев с амазонками. Об агрессивных женщинах-воительницах, живших более двух с половиной тысяч лет назад, писал и древнегреческий историк Геродот. В более поздних сказаниях упоминается об амазонской царице Фалестре, посетившей Александра Македонского якобы для того, чтобы иметь от него детей.
Об амазонках писали многие писатели древности: Диодор Сицилийский, Плутарх, Страбон и другие. Все они подтверждают уничтожение амазонками правой груди, а также пишут, что амазонки носили одежду, закрывавшую все тело, за исключением левой стороны груди, которая оставалась обнаженной. Короткое, до колен платье воительниц было высоко подпоясанным. Их щит, называемый пельта, напоминал формой лист плюща. Они собственноручно выделывали как свои шлемы, так и скреплявшие их под подбородком ремни. Поверх шлема носили фригийский колпак из войлока (пилеус) с наушниками, спускавшимися до плеч, затыльником и с завязками. Эта фригийская шапка часто имела коническую форму. Амазонки украшали ее жемчугом. На ногах девы-воительницы носили узкие, как трико, штаны (иногда их ноги были обнажены) и зашнурованные сапоги или высокие туфли. Остальные части их боевой одежды состояли из шкур диких зверей. Вооружением им служили тонкие копья, щиты в виде полумесяца (редко — круглые).
Древнегреческие мифы повествуют об участии амазонок в Троянской войне, об их походах совместно с кимирийцами в Малую Азию, Аттику и об осаде Афин.
Осада Афин связана с именем Тесея, сына афинского царя Эгея. Плавая в Черном море и оказавшись у берегов, где жили храбрые воительницы, Тесей пригласил на свой корабль их царицу Антиопу и обманом увез ее в Афины. Амазонки решили освободить ее и жестоко покарать коварных греков. Но Антиопа, полюбившая Тесея и ставшая к тому времени его женой, храбро сражалась на стороне греков. Ярости амазонок не было предела — теперь они хотели покарать ее. Бои продолжались четыре месяца. Самое крупное сражение произошло у стен Акрополя. До сих пор на северной стороне Парфенона сохранились барельефы, изображающие греческих воинов, отбивающихся от амазонок. Но храбрым воительницам не повезло — удача отвернулась от них. Заключив с афинянами перемирие, амазонки вернулись обратно в Причерноморье.
В "Мифах народов мира" говорится о том, что с темой амазонок связаны многочисленные произведения античного изобразительного искусства, начиная с VII века до н.э.: сцены амазономахии, то есть битвы между амазонками и греческими героями. Особое место среди античных произведений занимали статуи амазонок. Плиний Старший пишет, что при выполнении статуй женщин-воительниц для храма Артемиды в Эфесе состязались четыре скульптора, среди которых был великий Фидий. Мифы об амазонках привлекали европейских поэтов и драматургов XVI — XVII веков. Это "Амазонки" Лопе де Вега, "Ипполита" Гарнье. К мифу об амазонках восходят сюжеты картин Тинторетто, Пальмы Старшего, Рени и других художников прошлого.
О бесстрашии женщин-воинов хорошо знали не только в древней Греции. Личная стража многих правителей Востока состояла из женщин. У легендарного индийского императора Ашоки была женская гвардия охранявшая его.
Сказания об амазонках продолжали жить и в средневековой Европе. В стихотворной хронике Далемила рассказывается о чешских амазонках, которые, убив своих мужей, в 739 году под предводительством Власты начали войну с мужчинами. Под защитой мощной крепости с символическим названием "Девина" жили эти воинственные женщины, владевшие различными ремеслами и военным искусством, вырабатывая свои обычаи и законы. Хроника подробно повествует, что лишь после семилетней упорной борьбы чешские амазонки были побеждены мужчинами с помощью обмана. Но интересно, что шесть веков спустя подобную общину женщин-воительниц застал в Чехии один итальянский поэт, ставший впоследствии Папой Пием II. По его словам, эти женщины осуществляли жесточайшую диктатуру в отношении своих мужей.
В сочинении арабского автора Ибрагима ибн-Вашифшаха, жившего в VIII веке, впервые рассказывается об экспедиции, отправившейся на поиски амазонок. Ее снарядил китайский император, чтобы отыскать некий остров, населенный только женщинами и расположенный где-то на границе Китайского моря. Но трехлетние поиски оказались безрезультатными.
В период Великих географических открытий вновь разрастается интерес к амазонкам. На этот раз их ищут уже в Америке, где, по рассказам индейцев, обитали воинственные женщины, владеющие сказочными богатствами. Древнеамериканский кодекс "Анналы Кукулькана" повествует о войне одного индийского вождя с амазонками, возглавляемыми отважной предводительницей Чалман, выступавшей совершенно обнаженной впереди своего войска. О длительных и кровопролитных войнах, которые вели амазонки с индейцами, пишут в своих воспоминаниях конкистадоры и путешественники. Испанцы, захватившие империю инков, получили эти сведения от старых индейцев. В Средние века в Европе была известна старокельтская легенда о прекрасном острове О’Бразиль (Счастливый остров), населенном амазонками. Этот сказочно богатый остров манил к себе множество искателей приключений. Начиная с 1325 года, он время от времени появляется на географических картах. С открытием Америки поиски этой загадочной страны переносятся туда. Так появилась Бразилия.
Три человека, сыгравшие огромную роль в открытии Америки — Колумб, Кортес и Писарро, тоже искали страну амазонок.
Во время своего первого путешествия в Америку (1492 — 1493 гг.) Христофор Колумб, услышавший от индейцев о каком-то острове, населенном только женщинами, захотел привезти несколько амазонок в подарок испанскому королю Фердинанду и его жене Изабелле. В предвкушении удачи Колумб поторопился назвать Малые Антильские острова — Вергинскими островами, то есть островами Дев, но амазонок на них не оказалось.
В 1519 году Эрнан Кортес, готовясь завоевать Мексику, получил приказ разыскать страну амазонок. Но теперь искали не только амазонок, но и их сокровища. Царство амазонок превратилось, в своего рода, Эльдорадо — мифическую страну, богатую золотом и драгоценностями, которую искали в Латинской Америке испанские завоеватели.
Один из подчиненных Франсиско Писарро, лейтенант Орельяна, проделав опасный путь через джунгли, якобы сражался с отрядом светлокожих и удивительно сильных и храбрых амазонок. Под натиском женщин, вооруженных только луком и стрелами, испанцы были вынуждены отступить. Поверив рассказу Орельяна, испанский король Карл V отправил под его руководством эскадру из четырех кораблей с 400 солдатами. Но шторм разбросал и потопил корабли. Экспедиция закончилась ничем. Современники Орельяна горячо спорили о том, существуют ли действительно амазонки, о которых рассказывал храбрый лейтенант. Но как бы там ни было, начиная с этого времени прежнее название самой крупной американской реки — Мараньон — исчезает с географичеких карт. Появляется река Амазонка — имя, которое дал ей Орельяна.
Наверное, немногим известно, что и в России были свои амазонки. В 1787 году во время путешествия императрицы Екатерины Второй в Крым светлейший князь Потемкин представил ей амазонскую роту, наспех сформированную из офицерских жен и дочерей в районе Балаклавы. Командовала ею жена местного ротного капитана Е. И. Сарандова. На амазонках была особая красивая форма, а вооружение состояло из ружья и трех патронов. Приняв парад амазонской роты, императрица наградила их деньгами, а командиру пожаловала перстень с крупным бриллиантом.
Следы амазонок можно отыскать не только в текстах древних авторов, но и в записках более поздних лет. Сейчас уже есть и материальные доказательства того, что они существовали в действительности. На Кавказе, на северном побережье Черного моря и в других местах найдены захоронения амазонок древности. Рядом с бусами лежали боевые ножи, щиты, остатки конской сбруи — все, что служило воительницам при жизни, и должно было сопровождать их на пути в иной мир. С каждым годом археологи находят все новые и новые следы амазонок, уже переставшие быть сенсацией.
Совсем недавно в XIX веке в Африке существовали женские боевые отряды. Амазонки последнего царя Дагомеи, как и в древности, удаляли себе правую грудь, мешавшую натягиванию тетевы. В эту женскую гвардию — опору королевского трона, принимали только девушек в возрасте от 15 до 19 лет.
Возвратившиеся в Европу португальские путешественники рассказывали о женских батальонах, состоявших на службе у конголезского короля.
На смену амазонкам прошлого пришли новые воительницы, во многих местах земного шара стали появляться тайные союзы женщин, направленные против господства мужчин. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Сейчас в Африке существуют десятки подобных обществ: в Южном Камеруне, Нигерии, Гане. Существуют даже особые женские языки или диалекты: на Мадагаскаре, у некоторых индейских племен Северной и Южной Америки.
По-видимому, эти крошечные островки женской независимости просуществуют недолго. Рано или поздно время и цивилизация сделают свое дело. Поэтому историки и этнографы разных стран спешат описать и изучить хотя бы то немногое, что еще сохранилось.