Русь дохристианская. Неизвестная отечественная война 945-980 гг.
Отсутствие смешения языков в названиях населенных пунктов на территории бывшей Древлянской земли показывает, что она никогда не была завоевана ни хазарами, ни варягами, ни татарами, ни кем бы то ни было еще. Лесная, болотистая во многих местах территория, изрезанная реками Днепровского бассейна, препятствовала продвижению вражеской конницы, а потому всегда служила оплотом Киевской Руси. Безусловно, что временами Древлянская земля платила дань самому Киеву, но при этом всегда оставалась непокорной по отношению к чузеземцам.
4. Начало отечественной войны 945-980 гг.
Отсутствие смешения языков в названиях населенных пунктов на территории бывшей Древлянской земли показывает, что она никогда не была завоевана ни хазарами, ни варягами, ни татарами, ни кем бы то ни было еще. Лесная, болотистая во многих местах территория, изрезанная реками Днепровского бассейна, препятствовала продвижению вражеской конницы, а потому всегда служила оплотом Киевской Руси. Безусловно, что временами Древлянская земля платила дань самому Киеву, но при этом всегда оставалась непокорной по отношению к чузеземцам.
В тот период, когда большинством земель Киевской Руси начали править варяги, князем Древлянской земли был Мал Древлянский. Он же Малко Любечанин и он же Никита Залешанин в дальнейшем. Этого еще не знал Карамзин, писавший свою "Историю Государства Российского” [8] в начале XIX века, поскольку идентификация (что считалось настоящим открытием) двух первых имен была сделана известным историком И. Д. Прозоровским только в 1864 г., а всех трех имен – профессором Иваном Членовым в своей книге "По следам Добрыни Никитича”, изданной в 1987 г., т.е. еще на сто с лишним лет позже.
Мы не знаем точно, как княжил Игорь, поскольку летописи периода его правления были изъяты. Но известно, что смерть Олега ободрила древлян и они "отложились” от Киева, т.е. перестали платить дань [8]. Мы также не знаем причины смерти Олега, но, судя по событиям, можем предположить, что он мог быть просто убитым во время очередного сбора дани. Мог он быть убитым и самим Игорем, поскольку в 912 г. ему было лет 35, а значит, по возрасту ему было положено править государством уже как минимум 10-15 лет.
Но не в этом дело. Игорь имел все то, что было и в Олега, т.е. сильную и верную варяжскую дружину, а потому силой оружия смирил древлян и наказал их прибавлением дани. Далее идет пробел до 941 г., когда произошел поход Игоря на греческую Византию. В этот год Игорь был разбит "греческим огнем” - что-то вроде напалма, который не тушился водой.
Игорь хотел отомстить грекам, призвал варягов из-за моря, нанял печенегов и через два года снова пошел на греков. Греки теперь не были уверены в победе, выслали послов с богатыми дарами и всякими обещаниями. Игорь принял предложение греков, их дары и вернулся в Киев. Через год был заключен торжественный мир и, соответственно, письменный договор.
Олег также заключал письменные договоры с греками. И следует отметить особенность тех договоров. Во-первых, монарх обладал очень ограниченной властью. Оно и понятно: варяги ехали вмести, вместе напали на Киевскую Русь, которая фактически стала их военным трофеем. Вместе же они нападали на Византию или другие государства. Соответственно, добыча делилась между всеми варягами практически поровну. По крайней мере, среди членов варяжской дружины. Аналогично делилась и дань с русских земель.
Так вот: договор заключал не один человек, как это принято сейчас, а все главенствующие лица. А их могло быть и несколько десятков. При Олеге все подписи в договорах с Византией проставлены одними только варягами (в 907 г. варяги подписей подле своих имен на договоре не ставят, а клянутся на оружии, поскольку неграмотны [5] вопреки утверждению Карамзина, что "Варяги или Норманны долженствовали быть образованнее Славян”, а потому своим приходом на Русь, дескать, принесли им благо [8]). И договор Игоря с византийцами подписало около 50 человек с варяжскими именами, кроме двух или трех с русскими.
Во-вторых, договор Игоря был только по форме похож на договоры Олега. Потому что основные богатства получил не Игорь, а Свенельд, его воевода. В летописи это описывается как корыстолюбие игоревой дружины. "Мы босы и наги, говорили воины Игорю, а Свенельдовы отроки богаты оружием и всякою одеждою. Поди в дань с нами, да и мы, вместе с тобою, будем довольны” [8].
Ходить в дань значило тогда объезжать Русь и собирать налоги. Каждый ноябрь князь первой коронной земли отправлялся со своим войском из Киева для объезда своих городов и возвращался не прежде апреля. Считается, что Игорь в старости больше отдыхал и посылал собирать налоги вместо себя Свенельда. Однако это неправда: кто собирал налоги, тот ими в основном и владел. Поэтому положение Игоря при дворе как во времена Олега, так и после его смерти было неоднозначное. Свенельд большую часть налогов брал себе. К этому следует добавить и то, что накануне в 944 г. древлянский князь отказался предоставить Игорю свои полки для похода на Византию.
И вот Игорь поехал со Свенельдом и со своею дружиною брать дань. Поехал затем, чтобы и ему, и его дружине досталась доля. Может Свенельд и на этот раз больше себе взял, а может Игорь хотел дополнительно себе и своей родне собрать дани, только он отпускает большую часть дружины (очевидно во главе со Свенельдом, чтобы с ним не делиться данью), а сам с малым войском возвращается к древлянам и требует новой дани.
Древлянские послы встретили его на пути и сказали: "Князь! мы все заплатили тебе, для чего же ты опять идешь к нам?”. Но Игорь продолжал требовать дани.
А в те времена было право подданных судить своего государя за деспотизм, приговаривать к смерти и казнить. (На Руси это произошло с Игорем, в Англии в XVII веке – с Чарльзом I). Возникает интересная ситуация:
- Игорь – враг Киевской Руси;
- Игорь провинился, беря двойную дань;
- Игорь не имел сильной охраны.
Дума Древлянской земли приговаривает Игоря к смертной казни. Мал Древлянский лишь исполняет приговор, разодрав Игоря меж двух берез. До сих пор существует Игоревка на том месте, где похоронили князя Игоря и тех варягов, которые оказали сопротивление.
Итак, законного государя Киевского нет, но есть его мать Ольга, есть малолетний Святослав, сын Игоря, есть варяжская дружина во главе со Свенельдом. И все это в Киеве, первой коронной земле Русской державы. И что же делает Мал Древлянский?
Он объявляет себя государем и отправляет плавом по рекам Уж, Припять и Днепр посольство из 20 лучших людей Древлянской земли в Киев с требованием выдать малолетнего Святослава в Коростень и взять в жены Ольгу. Посольство приплыло в ладьях к Боричеву взвозу (Андреевскому спуску). Ольга сказала, что утром их вознесут к ней прямо в ладьях. Очевидно, что с вечера посольство изрядно напоили, за ночь вырыли огромную яму, а утром людей в ладьях бросили в эту яму и закопали живыми.
Вторая группа посольства была направлена в бани и там заживо сожжена. Мал Древлянский этого еще не знает, поэтому с добрыми намерениями принимает Свенельда с его дружиной, но в открытом бою проигрывает ему. Это было уже в 946 г. По правилам бой должен был начать государь, коим после смерти Игоря стал малолетний Святослав. Ему дали копье, и 3-4 летний ребенок толкнул его между ушей лошади. Оно упало сразу вниз и ударило лошадь в ногу. Но этого было достаточно, чтобы варяги воскликнули: "Князь уже начал”.
Ольга покорила все города Древлянской земли, но их столицу Коростень и Мала Древлянского взять не могла. Свидетельствует летопись: "И стояла Ольга все лето и не могла взять город” [4]. (Тот Коростень и ныне существует, и именно с его окрестностей возили гранит для мавзолея Ленина на Красной Площади Москвы).
Тут добавляется известная басня, что Ольга попросила самую малую дань в виде двух воробьев и голубя с каждого дома, затем привязала к ним по угольку и отпустила, чем сначала вызвала великий пожар в Коростене, а затем разгромила его. Но тут подключается некоторый здравый смысл и последующие исторические события, которые начисто отвергают эту басню.
Во-первых, войны на истребление в то время не велись (а кто тогда будет платить дань?). Во-вторых, Ольга достаточно жестоко уже отомстила древлянам за своего Игоря, уничтожив их посольство с самими достойными людьми Древлянской земли. В-третьих, Ольга еще до казни Игоря назвала своего сына не варяжским, а славянским именем – Святослав. Это было ее первое мудрое государственное решение, ее манифест. И, в-четвертых, самое главное, после насильственной смерти славянских князей от варяжского оружия Мал Древлянский был единственным потомственным князем земли русской, имеющим самые законные права на киевский престол.
У мала Древлянского от чешской принцессы Добравы был сын Добрыня (примерно 935 г. рождения) и дочь Малуша (примерно 940-944 г. рождения). Возможно, что матерью Малуши могла быть древлянская или вообще славянская принцесса. А села Малушино и Добрыничи являются, вероятно, следом получения Малом Полянского боярства в дальнейшем.
Итак, налицо два дома, два рода: Варяжский в лице Ольги и ее малолетнего внука, регентом при котором она стала, и Древлянский в лице Мала и его двух детей. Причем, Мал имеет более законные права на престол, чем Ольга со Святославом. Тем более что Варяжский дом не пользовался поддержкой народа. И, тем более, что Ольга не могла быть 1-й женой Игоря, так как 1-й женой, учитывая то, что союзницей Руси была Печенегия, должна была быть только печенежская принцесса.
Таким образом, после казни Игоря у Ольги было незавидное положение. Если не считать дружины во главе со Свенельдом, который к тому же и сам был не прочь усесться на престол, у Ольги ничего не было. Но на то она и знаменитая княгиня Ольга, чтобы из ничего сделать пользу для себя и для своего сына. Первый шаг она уже сделала – назвала сына Славянским именем. Второй шаг она сделает лет через 10-11. Но чтобы его сделать, нужно было при осаде Коростеня найти умное решение.
Но первое решение было принято все же Малом.
Коростень в осаде. Поражение не за горами. Мал ведет переговоры. Итог этих переговоров: Древлянская земля не упразднена, но столица перенесена в Овруч, подальше от Киева. Мал жертвует собой и своей короной (соответственно, и короной своих детей), капитулирует на наиболее выгодных для своей земли условиях и переходит в рабство к Ольге вместе со своими детьми. В данной ситуации он поставил интересы Древлянской земли и своих подданных выше собственных интересов и интересов своей семьи. Вот вам и "дикая” эпоха, как заметил профессор Иван Членов [4].
После такой рокировки Мал с детьми попадает в рабство то ли в Киев, то ли в Вышгород (сейчас северная часть Киева). Но, скорее всего, – по крайней мере, на последних годах – все же в Киев, поскольку Добрыня считался конюхом, а Малуша ключницей при Ольге.
Что бы это значило? И что потом произошло такого, что тщательно скрывалось от потомков?
А произошло то, что и должно было произойти: примерно в 958-959 гг. княгиня Ольга сделала второй важный шаг в государственной политике – женила Святослава на Малуше. Таким образом она соединила правящий Варяжский дом с законным Древлянским. Тем самым, начиная со дня смерти Игоря и далее, Ольга сменила политику Варяжского дома на политику Древлянского дома и добилась, с одной стороны, законности княжения Святослава, а, с другой – народной поддержки своего дома. Таким образом, великолепно разбираясь в династическом праве, Ольга из декоративной фигуры превратилась в политическую.
Мал Древляеский при этом стал Ольгиным сватом, получив титул боярина и боярское имя "Никита Залешанин”. Отсюда и дальнейшее отчество у Добрыни – Никитич. Малуша, скорее всего, тоже не была 1-й женой у Святослава, поскольку 1-й женой должна была быть иностранка – возможно печенежская принцесса, учитывая союзы Руси того времени и дальнейшую любовь Святослава к печенегам и их обычаям.
На некоторое время на Руси воцарилось спокойствие. У Святослава и Малуши примерно в 960 г. родился сын Владимир, в дальнейшем за свои подвиги и мудрость получивший прозвища Великий и Красно Солнышко. От других жен у него были старший сын Ярополк и средний Олег. Но и варяжская дружина не дремала – у Свенельда было два сына – Лют и Мистиш и дочь Мстиша.
Но еще жива была Ольга, а слава о ее правлении на Руси и ее уме разнеслась по миру задолго до этого. Если более ранние киевские князья варяжского происхождения воевали, то она правила государством. Именно мудрость Ольги сохранила спокойствие Руси в это время. Вот только один эпизод из ее биографии.
"В 955 г. Ольга пришла к Царьграду. Тогда там царствовал цесарь Константин, сын Льва. Когда царь увидел, что она очень красива лицом и разумна, то сказал:
- Достойна ты царствовать с нами в столице нашей.
- Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь.
И крестил ее царь с патриархом. Патриарх сказал:
- Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях внуков твоих.
И дал ей заповеди о церковных уставах, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении тела в чистоте. Она поклонилась со словами:
- Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских.
И было наречено ей в крещении имя Елены, как Матери Константина Великого.
После крещения призвал ее царь:
- Хочу взять тебя в жены себе.
- Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь.
- Перехитрила ты меня, Ольга. – И дал ей многочисленные дары: золото, серебро, паволоку, сосуды разные. Отпустил, назвав дочерью” [2].
Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь – Святою, а История – Мудрою [8].
В 964 г. Святослав совершил свой первый и весьма успешный поход на хазар. Перезимовал в Камской Булгарии и обеспечил ее нейтралитет. Затем двинулся вниз по Волге и нанес Хазарскому каганату второй, сокрушительный удар. Он берет столицу Хазарии Итиль и второй крупный город – Белую Вежу (Саркел).
Каганат от такого удара уже не оправился, а Святослав пошел на Кавказ, подчинил прежних хазарских данников – ясов и касогов (предков нынешних осетин и черкесов). Затем укрепляет Тмутараканское княжество. Все: торговые пути по Дону и через Азовское море открыты, поскольку долгое время Хазария была барьером на пути торговли с Востоком, Средней Азией, Багдадом и Индией. Причем новый путь не был подконтролен Византии. Это были великие победы Святослава.
Затем он берет под покровительство земли Крыма по просьбе жителей города Климаты (там также пересекались прямые интересы Руси, Хазарии и Византии).
Наконец, в 967 г. Святослав победил южных болгар и осел в основанном в устье Дуная Переяславце, беря одновременно дань и с греков.
Через год, пользуясь отсутствием Святослава, на Русь впервые пришли печенеги, и только мужество киевлян во главе с Ольгой и хитрость полян помогли избежать худшего.
5. Начало гражданской войны 975-985 гг. Варяжский переворот 977 г.
В 969 г. княгиня Ольга умерла. В 970 г. Святослав посадил Ярополка в Киеве, Олега – в Древлянской земле, малолетнего Владимира вместе со своим дядей Добрыней, который был при нем регентом, – в Новгороде, а сам уехал в Переяславец.
Вот тут Свенельд и делает хитрый ход – выдает свою дочь Мстишу за Ярополка. Мы точно не знаем, в каком это произошло году, но это точно было. Наверное, у него была достаточно сильная дружина, и он представлял реальную угрозу трону, если такой династический брак состоялся. И с этого времени начинаются различные действия, направленные на реставрацию варяжской династии, а Ярополк становится марионеткой в руках Свенельда.
В 971 Святослав вместе со Свенельдом получили отпор от болгар. Была великая сеча, но Святослав взял Переяславец приступом. Потом послал послов к грекам со словами: "Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как этот город”. И сказали греки: "Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань на всю свою дружину и скажи, сколько вас, чтобы разочлись мы по числу дружинников твоих”. (Этим самым они хотели обмануть славян). И сказал Святослав: "Нас двадцать тысяч”. (А было всего десять). Греки выставили стотысячное войско и, естественно, дани не дали [2].
Когда все прояснилось на поле боя, Святослав сказал: "Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь” [2].
Война Святослава против греков или греков против Святослава не принесла явной победы ни одной стороне. Мир, который был заключен после нескольких сражений, можно считать победой Святослава, учитывая малочисленность его войск, но мирный договор был скорее похож на договор о капитуляции. И хотя было много даров (в том числе и на каждого убитого русского воина), много провианта, но до Киева было еще далеко, а греки уже подружились с печенегами назло Святославу.
Святослав знал, что на пути к Киеву их уже поджидают печенеги. Но, как установил профессор Иван Членов, здесь проявилась особо опасная, предательская роль Свенельда. По долгу он обязан был докладывать государю обстановку. И он якобы разведал, что печенеги ждут Святослава в степях на прямом пути к Киеву и предложил сам пойти налегке по этому пути со своей дружиной, отвлечь печенегов, дать понять, что это якобы Святослав идет. А Святослав тем временем со всем обозом пойдет дальним путем по Днепру, выиграет во времени и без всяких препятствий дойдет до Киева. Для Свенельда путь был всего в 600 км, а для Святослава – 1450 км. Но, как полагал Святослав по докладу Свенельда, этот путь был более безопасным (см. карту-схему).
Карта-схема боевых действий в 945-980 гг.
Но это был обман, поскольку печенеги ждали Святослава не в степях, а на Днепре. Отягощенный обозом, Святослав был окружен печенегами и в осаде вынужден был зимовать в устье Днепра. И лишь после этого его ослабленные голодные остатки войск в 972 г. были разгромлены, а сам он был убит вождем печенегов Курей. В дальнейшем Куря сделал из черепа Святослава чашу, оббил ее серебром и пил из нее вино.
Так закончил свой жизненный путь первый варяжский князь, носивший славянское имя. А Свенельд вернулся в Киев еще в конце 971 г. Но трон по праву стал принадлежать Ярополку. И возможно, именно в это время был заключен династический брак Мстиши, дочери Свенельда, с Ярополком. Таким образом, Свенельд стал "киевским мажордомом”, а его династия стала сильнее, чем династия Рюриковичей. Хотя следует заметить, что Мстиша не стала 1-й женой, поскольку 1-й женой у Ярополка была иностранка – гречанка [4].
Но и этого Свенельду было мало. В 975 г. то ли по случайности, то ли так же, как и князь Игорь, в древлянских лесах, т.е. во владениях Олега, был убит Лют, сын Свенельда. Это послужило поводом для того, чтобы Свенельд натравил Ярополка на Олега. В 977 г. пошел Ярополк на Олега, осадил его столицу Овруч. Не выдержав боя, Олег отступил, в давке упал с моста вместе с другими всадниками и лошадьми и был раздавлен их тушами. Ярополк плакал у трупа брата и спрашивал у Свенельда: "Смотри, этого ты и хотел!?” [5].
Война 975-985 гг. начиналась как гражданская по форме, но была военным переворотом Сведельда по содержанию. Мы не знаем истинных причин распрей между братьями Ярополком и Олегом, но знаем, чем эти распри закончились. Возможно, Олег требовал отставки Свенельда и расследования причин гибели своего отца князя Святослава, а убийство Люта ускорило развязку. Но можно точно указать несколько условий этого переворота:
1) смерть княгини Ольги;
2) гибель князя Святослава;
3) потеря если не всей, то большей части славянской армии вместе со Святославом (а это порядка 60 тысяч ратников);
4) возвращение Свенельда в Киев вместе со своею варяжскою дружиною;
5) династический брак дочери Свенельда с Ярополком;
6) отсутствие в Киеве Добрыни Никитича (он с малолетним Владимиром жил и правил в Новгороде);
7) наличие у Свенельда союзников – скорее всего Печенегии, поскольку Свенельд, как полагают, заплатил Куре за голову Святослава Угличской и Тиверской землями, к которым тот давно не был равнодушен [4].
Вот далеко не полный перечень условий варяжского переворота в Киеве в 977 г. Сюда следует добавить и то, что Ярополк в это время держал заслон на границе с Новгородской землей, а Свенельд сменил правителей в ряде других земель, в частности, в Смоленской и Радимичской. Кроме того, Ярополк знал, что в 971-972 гг. его отец был в беде, но не послал войско на подмогу Святославу, позарившись на трон. Следовательно, Ярополк также был активным участником переворота. Поскольку он был сыном иностранной принцессы, то не был веточкой славянской династии, а потому и со своей стороны, своими действиями подтверждал, что переворот был именно варяжский.
Таким образом, в 977 г. Древлянско-Новгородская линия славянской династии потерпела сокрушительное поражение. В этой ситуации Добрыня Никитич немедленно коронует Владимира на трон Киевкого государства и объявляет Ярополка вне закона. Это было только политическое решение, поскольку за падением Древлянской земли последовало решительное наступление Ярополка и Свенельда на Новгород. Гражданская война снова приобрела оттенок отечественной.
6. Бегство Добрыни с Владимиром в Швецию. Генеральное наступление на Киев
В Новгороде сил было мало. Чтобы спасти армию, накопить силы и вернуться победителями, Добрыня Никитич с молодым князем Владимиром сдает Новгород без боя и отправляется за море в Швецию. Там в это время правит король Эрик.
Скорее всего, Добрыня вместе с дружиною нанимается на службу к Эрику, поскольку именно с его 3-х летним пребыванием в Швеции связано искоренение пиратства на Балтийском море.
Но Добрыня в этих условиях не просто воевода – он, с одной стороны, сам принц Чешский, князь Земли Древлянской, а с другой – дядя князя Владимира, законного наследника киевского престола. Кроме того, Добрыню Ольга женила, по-видимому, на полянской барышне. Затем династическим браком он должен был укрепить свои позиции в Новгороде. И в Швеции он также закрепляет свои позиции, женившись на дочери короля Эрика Сергеселе. Таким образом, он являлся в Швеции еще и зятем короля.
Но у Добрыни была еще одна жена – Микулична. История ее запомнила, поскольку она плавала в 977-980 гг. вместе с мужем на Балтике и с ним вместе участвовала в боевых действиях. Считается, что она была дочерью Микулы Селяниновича, предводителя крестьянского ополчения в Древлянской земле, который погиб вместе с Олегом. И она, как свидетельствует история, присутствовала на шведской свадьбе Добрыни. Иными словами, был еще один брак Добрыни, равноценный династическому браку с Древлянской принцессой, поскольку там уже всех других князей вырубили к тому времени.
Таким образом, Добрыня не претендовал на киевский престол, но был очень благородных кровей и имел не менее благородных жен. А поддерживал он своего племянника Владимира всеми имеющимися средствами, чтобы тому был возвращен престол как единственному законному славянскому наследнику.
Через 3 года, т.е. в 980 г., набравшись сил, заключив союзы, собрав войско, Добрыня высаживается в Колывани (ныне Таллин). Эстонские земли встали на сторону Добрыни и предоставили свою территорию для обходного маневра. Новгород освобожден броском через Чудское озеро. Освобождена и вся Новгородская земля.
Дальнейшее движение войск осуществляется на Смоленск, а военная ставка размещается в районе Витебска. Добрыня почему-то медлил. Ярополк подтянул в это время основные силы. Сюда же скакала по сухому левобережью Днепра союзница Ярополка – печенежская конница.
В любой войне, чем больше союзников, тем лучше. Так и здесь интересы и Ярополка и Добрыни с Владимиром пересеклись в Полоцке, в земле Кривичской, в которой господствовал тогда варяг из-за моря Рогволод. Он имел прелестную дочь Рогнеду. Ярополк быстро посылает сватов к Рогнеде. В это время Полоцк был еще нейтральным. И, по-видимому, Рогволод дал согласие на брак Рогнеды и Ярополка.
Но туда же посватался и Владимир через своих послов. А Полоцк нужен был ему, чтобы выйти на Оршу, в тыл Смоленской крепости. На это сватовство Рогнеда ответила: "Не хощу разути робичича” [5]. Т.е., не хочу разуть сына рабыни, а хочу, стало быть, за Ярополка. Ведь Малуша, мать Владимира, хотя и была чешской принцессой, но более 10 лет считалась рабыней. А разувание жениха невестой – часть древнего свадебного обряда, знак согласия и покорности жены своему мужу.
Отказ Рогнеды противоречил военным планам Добрыни и был оскорбителен самому Владимиру. Войска Добрыни немедленно взяли Полоцк. Рогволод и вся его семья были схвачены и убиты. Но перед этим по приказу Добрыни Владимир на глазах у отца и братьев публично насилует Рогнеду. Это и месть за оскорбление, и одновременно осуществление княжеского права.
Но Рогнеда по нормам старой этики не была обесчещена – она стала всего лишь женой Владимира, а ее сын Изяслав со временем наследовал княжество в Полоцке. Но в данный момент князем Полоцка стал сам Владимир. И народ приветствовал такие перемены, – по-видимому, очень уж им надоел варяжский князь Рогволод.
В то время, когда полки Ярополка и его союзников ждали Добрыню на равнинах возле Смоленска, он, прикрываясь реками Друтью и Березиной, устремился на юг. Дальше шла Дреговичская земля со столицей в городе Турове. Там правил также варяжский князь Тур. Владимир стал князем и Дреговичской земли.
Припять взята без боя. Боги Стрибог Полоцкий и Симаргл Дреговичский стали на службу Владимиру. А это – немаловажное значение, если учесть, что боги также воевали вместе со своими князьями как их отличительные символы веры.
Далее еще более невероятное: Добрыня пошел туда, где его никто не ждал – он завершил 1000-верстовый бросок по правобережью Днепра. По рекам и болотам – там, где раньше никогда не ходили такие войска с конницей, обозом и оружием.
В то время, когда Ярополк со своими армиями и с полками союзников стоял на равнинах перед Смоленском в ожидании генерального сражения – и наверняка победил бы в этом сражении – Добрыня с намного меньшим войском совершает удивительный по тем временам бросок на свою родину – в Древлянскую землю. А в это время там, в Древлянской земле, поднимается восстание против остатков варяг и их приспешников. А в это время в самом Киеве поднимается восстание, и восставшие 11 июня открывают ворота перед Владимиром и Добрыней.
Даже если бы Ярополк и узнал о том, что Добрыня ушел из-под Смоленска и куда он ушел, он уже ничего не мог бы изменить, поскольку тогда самолетов или поездов не было, и успеть добраться до Киева раньше Добрыни и Владимира он никак не мог, даже загнав всех лошадей. Таким образом, Добрыня выиграл сражение под Смоленском, даже не вступив в него. Это был настолько блестящий план захвата Киева, что Добрыню воистину можно сравнивать с лучшими полководцами современности.
Ярополк понял, что он не успел первым вернуться в Киев и что его ждет не лучшая участь. Поэтому он пустился наутек вместе с другими варягами и засел в городке Родень (или Родня) в устье реки Рось. Владимир осадил город. Параллельно начались переговоры. Ярополку советовали заключить договор с братом. Советчиком был некий Блуд, воевода Ярополка, которого подкупили сторонники Владимира. Ярополк послушался, но когда входил в дверь, два варяга подняли его на мечи. Так закончил свою жизнь второй брат Владимира.
А Свенельд, похоже, сбежал к печенегам. И часто воевал против Владимира (но, разумеется, безуспешно). Часть киевских варяг, боясь мести со стороны горожан и новых правителей, попросилась уехать к грекам. Владимир разрешил им это сделать, сопроводив красноречивым письмом к царю Василию II: "Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь, но рассели их по разным местам”. И особенно просил его не отправлять этих варягов обратно в Киев [5]. С этого времени на Руси больше нет наемной армии.
Так закончилась отечественная война 945-980 гг. Закончилась под Древлянским знаменем, но Новгородским оружием. И с этого, 980 года Киевской Русью правил Древлянский дом, но княжил – Варяжский дом (есть такое право у монархов). Это произошло потому, что Владимир с престола провозгласил смену династии с отцовской на материнскую [4].
Да, отечественная война закончилась, но еще продолжалась гражданская, начатая еще при Олеге в 975 г.
7. Окончание гражданской войны. Крещение Киевской Руси
История была бы неполной, если не рассказать об окончании гражданской войны и крещении Киевской Руси. Гражданская война, начатая в 975 г., продолжалась, так как Вятская земля со столицей Муромом отказалась присягнуть Владимиру. За ее спиной стояла сильная Волжская Булгария со столицей Биляр-Булгар, южнее Камы (невдалеке от теперешнего Чистополя).
Вятская земля была присоединена к Руси Святославом в 966 г. Княжна этой земли пошла в жены к сыну Святослава. Теперь Булгария выставила контргосударя – просватанную за булгарского принца малолетнюю дочь Ярополка от вятской жены.
Прежде Булгария не поддерживала Ярополка, так как он был ставленником Печенегии, ее соперницы. Печенегия же воевать за дочь Ярополка не стала, видя в ней лишь Булгарскую марионетку, и нехотя признала Владимира.
Булгария послала свой экспедиционный корпус в Вятскую землю. Рейд вятичей на Радимичскую землю в 984 г. был отражен Добрыней и Владимиром. В этой ситуации для устранения конфликтов нужно было лишить вятичей булгарской поддержки.
И вот в 985 г. Добрыня со своим войском спускается из Новгорода вниз по Волге, а Владимир идет на лошадях в обход вятичей через степи Печенегии, а далее поднимается вверх по Волге к Булгарии. Видя такую силу, идущую с двух сторон, Булгария попросила мира. Никаких земель от нее не потребовали. "Вечный мир” скрепили династическим браком Владимира с булгарской принцессой. Детям этого брака обещали княжество в Ростовской и Вятской землях. И действительно, Борис и Глеб, сыновья Владимира от "булгарыни” в дальнейшем княжили в этих землях. А дочь Ярополка отреклась от всех прав на Руси и уехала в Булгарию в качестве булгарской принцессы.
Булгарский брак Владимира сначала был скреплен в мечети Биляра (столицы Булгарии), а затем то ли в ставке Владимира, то ли аж в самом Киеве. Булгарский царь Ибрагим Булгарский стал теперь тестем Владимира, а Русь обрела на Востоке такого же сильного союзника, как на Севере и на Западе. Так закончилась гражданская война на Руси.
Следует добавить, что Владимиром на Западе к Руси была присоединена Волынская земля, что продвинуло границы государства к Чехии, а чешская принцесса Малфреда стала женой Владимира. Этим были укреплены и западные границы государства.
Забегая вперед, следует отметить и дальнейшую мудрую политику Владимира и его сына Ярослава, даже прозванного за это Мудрым. Вот основные династические браки того времени.
При крещении Руси Владимир женится на византийской принцессе Анне. После смерти Анны в 1012 г. он женится на дочери Куно фон Эннигена, внучке Оттона I по отцу и Генриха II по матери.
Дети Владимира: Ярослав Мудрый – на дочери шведского короля Олафа, Ирине (Ингигерде); дочь Марию – за польского короля Казимира.
Внуки Владимира: Изяслав – на сестре Казимира Польского; Святослав – на сестре епископа Трира Бухарта; Всеволод – на греческой царевне, дочери Константина Мономаха; Игорь и Вячеслав – на дочерях германских владетельных графов.
Дочери Ярослава: Анастасия – за венгерским королем Андреем; Елизавета – за королем Норвегии Геральдом; Анна – за королем Франции Генрихом I. После смерти мужа Анна была правительницей Франции при малолетнем сыне. Елизавета вторично вышла замуж и стала королевой Дании.
Вот какой букет браков обеспечил стабильность Руси на целых 200 лет. И все браки политические…
Наконец-то Владимир вернулся из Булгарии в Киев и в 986 г. занялся реформой государственного устройства. Символами государства были боги – соправители союзных земель. Но их главный бог Перун был опозорен тем, что находился на службе у варягов. С ним связаны предательства, перевороты и поражения славян, а также гибель Святослава.
Но в 980 г. Добрыня и Владимир не могли свергнуть Перуна, поскольку Руси угрожала печенежская интервенция. Поэтому с 980 г. временно было введено Шестибожие: 1) Перун Киевский, 2) Хорс Новгородский, 3) Даждьбог Древлянский, 4) Стрибог Полоцкий, 5) Симаргл Дреговичский и 6) Мокошь Смоленская ("русская Афродита”). Роль Перуна была снижена до обычного бога, а Шестибожие в целом означало федеральный парламент державы, поскольку боги были территориальными владыками. Ни один другой бог не мог быть назван главным, поскольку пришлось бы переносить столицу государства в то место, где правил этот бог.
В это время Владимир и Добрыня укрепляют всеми способами государство, в том числе и путем строительства крепостей вокруг Киева по рекам: Десне, Остру, Трубежу, Суле, Стугне (все реки в Полянской земле). Именно в 980 г., самое позднее в 981 г., была заложена в Древлянской земле самая мощная крепость того времени – Белгород площадью в 300 гектаров, что в 10 раз превышало площадь Киева.
Булгарская эпопея в следующие ближайшие годы отвлекла Добрыню и Владимира от дальнейшей государственной реформы. Но по возвращении домой может сразу, а может некоторое время спустя, т.е. в период между 985 и 988 г. (но до крещения Руси) дубовую статую Перуна, наконец-то, свергли со своего пьедестала. Его привязали к хвосту коня и тащили вниз по Боричеву взвозу к Днепру. При этом его еще и колотили железом 12 человек за то, что он вопреки своему долгу погубил Святослава.
Далее по Днепру его сопровождали всадники аж до Хортицы. Здесь в устье Сулы за 300 км от Киева была граница Киевской Руси. Таким образом, Перуна изгнали за пределы киевского государства. А за его отсутствием государством стало править Пятибожие. Но и Пятибожие не могло быть стабильным решением проблемы по той же причине, что и Шестибожие.
Да и земель к этому времени в Киевской Руси было не 5-6, а 12: Полянская, Древлянская, Новгородская, Полоцкая, Дреговичская, Смоленская, Ростовская, Радимичская, Вятская, Тмутараканская, Волынская и Угличская. Таким образом, для Руси нужен был либо чей-то чужой бог, либо вообще новый бог, либо какое-либо иное политически верное решение. И Владимир изучает ситуацию.
В 986 г. Владимир слушал философа из Византии о христианстве. На Западе соседкой была христианская Чехия. А у Владимира – жена Малфреда, чешская принцесса. Византия нуждалась в помощи Руси. И Русь была не против союза с Византией. Но за христианский образец была взята не деспотическая Византия, а, как полагают, библейская федерация 12-ти еврейских свободолюбивых племен, вырвавшихся из-под ига фараона и ведомых могучей рукой бога Саваофа. Их преемниками объявлены 12 федеральных земель Киевской Руси. (Здесь фараон сопоставляется с варяжским игом).
Таким образом, после крещения Русь становится федеративным государством, а Византия и Халифат – остаются деспотическими империями. Но с Византией заключен новый союз, принцесса Анна Византийская стала женой Владимира, а Византия получила, наконец-то, военную помощь от Руси.
Анна родилась 13 марта 963 г. За два года до убийства ее отца Цимисхия. В Византии сплошь и рядом то убийства, то отравления. Ее с детства должны были готовить к политическому браку. А когда отправляли в Киевскую Русь, она сказала: "Заживо хоронят” [5]. Анна не могла влиять на политику Владимира, но ее окружение (священники) было подобрано так, чтобы обеспечить религиозное и политическое господство ромеев на Руси. Но Владимир, его двор и дружина тоже понимали это.
Крещение Руси, брак Владимира с Анной – акты, продуманные всесторонне и в деталях. Само имя, которое получил в крещении князь Владимир – Василий (оно употреблялось только в государственных актах и только в них имело значение) – имя правящего императора Византии (Василевс – повелитель).
Кстати, при выборе новой веры Владимир слушал разных проповедников. В частности, к нему приходили болгары магометанской веры. Но, услышав, что по исламу исключается употребление спиртного, Владимир ответил: "Руси есть веселие пить, не можем без того жить”. А в качестве примера можно привести один из пиров Владимира, когда было сварено 300 мер меду. А каждая мера равнялась 775 литров. Это сколько же человек и за сколько дней могли выпить 232500 литра или 465000 (почти полмиллиона!) бутылок спиртного?! Но именно на этих пирах поддерживалась связь правителей Руси со своим народом (кстати, Добрыня был душой подобных пиров). И народ нав