Русь дохристианская. Неизвестная отечественная война 945-980 гг.
Жук Николай Алексеевич, АО “Научно-технологический институт транскрипции, трансляции и репликации”
Показано, что в течение 1000 лет до крещения на территории Киевской Руси существовала федерация княжеств-государств вопреки утверждению, что государственность была привнесена на Русь только с появлением Рюриковичей. Приводятся факты в пользу того, что эта федерация в течение 200 лет до крещения была оккупирована хорошо вооруженными отрядами варяг.
Отечественную войну за освобождение родины от варяжского ига начал в 945 г. Мал Древлянский с казни Игоря, сына Рюрика, за непомерные поборы с русского народа. В дальнейшем ее возглавил Добрыня Никитич, сын Мала Древлянского, дядя Владимира Красно Солнышко и двоюродный дед Ярослава Мудрого. Истинная мудрость княгини Ольги, умная дипломатия и высочайшее военное искусство Добрыни Никитича привели к блестящей победе русского оружия в 980 г.
За время оккупации главный бог Руси Перун стал символом варяжской династии, а потому дискредитировал себя. После победы это послужило причиной смены веры и принятия христианства.
Предисловие
Мы знаем две отечественные войны на территории бывшей Киевской Руси. Это – отечественная война 1812 г. против Наполеона и Великая отечественная война 1941-1945 гг. против фашистской Германии. Но ни о какой отечественной войне за 1000 лет до нашего времени, я уверен, большинство из читателей, – а может быть даже и все, – не слышали. Но поскольку эта война предшествовала крещению Руси, то должна представлять интерес не только для специалистов, но и для любого человека, не желающего забывать историю своего народа. Тем более что правители и историки всех времен и так хорошо постарались, переиначивая события и имена по своему усмотрению. Начиная с выброшенного из летописи 30-летнего правления Рюрика, чтобы стереть из народной памяти более 10 славянских династий…
После распада Советского Союза и получением Украиной государственности я смотрел новые учебники по ее истории и был разочарован тем, что их авторы продолжают писать то, что в свое время было угодно еще киевским князьям и московским царям. Ведь история, как сказал мой учитель, профессор из Воронежа, – это политика, опрокинутая в прошлое. По велению правителей она переписывалась и так и эдак – лишь бы выгородить их родословную. Так кому же теперь выгодно скрывать нашу историю?
В частности, до сих пор утверждается, что наша родина, т.е. Киевская Русь, до Рюрика не имела государственности, была населена варварами и что только благодаря ему, Рюрику, который якобы тем самым оказал нам милость, она обрела государственность и военную мощь.
Такой басней кормили народ не только при царе, но и при советской власти. Такой басней продолжают кормить и сейчас, хотя и времена не те и люди, вроде бы, другие. Но, видать, сильна еще инерция мышления, лень наших историков, недостаточность финансирования исторической науки или, скорее всего, все вместе взятое.
Я родился и вырос на территории бывшей Полянской земли, которая в X веке была первой коронной землей Киевской Руси во главе со стольным городом Киевом. Мой родной поселок Чернухи еще в царской России входил в состав Киевской губернии и только в советские времена стал районным центром Полтавской области.
Упоминаю об этом поселке не только потому, что я родом оттуда, но еще и потому, что Лубны в свое время были восточным форпостом Киевской Руси, а в Чернухах в разные времена находилось от одной до трех сотен лубенского полка. Кроме того, Чернухи примечательны еще и тем, что там в 1722 г. родился известный украинский просветитель, философ и поэт Григорий Савич Сковорода. Поэтому я всегда питал интерес к истории своего родного края, собирал соответствующую литературу и даже сам проводил кое-какие исследования. Плодом этих усилий и является данная брошюра.
А первым толчком, побудителем к такого рода исследованиям послужила замечательная книга историка, доктора наук, профессора Ивана Членова “По следам Добрыни Никитича”, которую я прочитал в конце 80-х годов [4]. В этой книге впервые описана жизнь Добрыни Никитича и его роль в истории Киевской Руси.
Впечатление от книги у меня было такое огромное, что я прочитал ее и второй раз, сделав очень подробный конспект. Особенно подкупало то, что автор книги использовал все доступные источники: летописи, исторические документы, исследования других авторов, песни, былины, сказки, географию, зарубежные источники и т.п. Он сам лично объехал и прошел пешком большую часть тех мест, которые упоминались в его книге. Чувствовалось, что этому человеку работа была нужна не для галочки, не для защиты диссертаций, а для удовольствия, связанного с распутыванием интереснейшего исторического детектива. Можно сказать, что книга “По следам Добрыни Никитича” - это лебединая песня профессора.
Но даже в вышеупомянутой работе я нашел ответы не на все вопросы, что и послужило причиной проведения собственных расследований. Так, Иван Членов, как это и было всегда принято, называл Аскольда и Дира последними киевскими князьями, потомками Кия Полянского (перед приходом варягов). А это никак не вкладывалось в мои собственные суждения, поскольку среди славянских имена Аскольда и Дира никогда не числились. И действительно, вскоре я нашел подтверждения, что эти князья тоже были варягами. Но и это, скорее всего, была полуправда, а правда заключалась совсем в ином, и я ее впервые здесь оглашаю.
Но оглашаю не как последнюю инстанцию, а как наиболее вероятную гипотезу. Поскольку в исторической науке есть свои закономерности и если им следовать, то иногда получаются выводы, отличные на 180 градусов от существующих общепринятых мнений.
Но это к слову. Хочу лишь добавить, что эта моя маленькая работа в части новизны носит скорее постановочный характер, т.е. формулирует новые задачи, которые нуждаются в тщательной проверке, доказуемости и интерпретации. Законченных выводов в ней нет. Это пусть делают историки-профессионалы. Я же только хотел приоткрыть завесу мрака над теми страницами истории Киевской Руси, которые долгое время от нас скрывались, и показать историкам-профессионалам, что их работа в этом направлении очень далека от завершения. Особенно это касается 35-летней войны Киевской Руси с варяжским игом, которую я назвал отечественной. Это название вводится здесь впервые.
1. Немного предыстории
Историю мы учим по разным источникам. А точнее, больше по тем, что нам преподносят наши доброжелатели. Между тем, в истории Киевской Руси сохранился самый древний источник – так называемая “Влесова книга” [1, 6]. Это – языческая (как ее неправомерно называют) летопись, написанная, скорее, жрецами-староверами на древнеславянском языке.
Не следует думать, что письменность в Киевскую Русь принесли Кирилл и Мефодий – она там существовала тысячелетия раньше. Просто Кирилл и Мефодий ее модифицировали, сделали более удобной для использования. А нам это представили, как какое-то чудо. Кому это было выгодно? Пока не знаю. Но это, как говорят, к слову.
Так вот, в этой книге рассказывается, что за 1300 лет до Германриха (это вождь готтов, покоривший в средине IV века н.э. огромные пространства Восточной Европы от Балтики до Черного моря, от Волги до Дуная) предки руссов еще жили в Азии, в “зеленом крае”.
Об этом рассказывается в легенде о Богумире: “У Богумира было три дочери и два сына. В степях они разводили скот, научившись этому от отцов и дедов. Были они послушны богам и разумны. Пришло время, и мать их Славуня сказала Богумиру: “Нам надо выдать замуж дочерей, чтобы увидеть внучат”. Богумир поехал в поле и приехал к дубу, стоявшему в поле, и здесь вечером он увидел трех мужей на конях. Подъехали они к Богумиру, и он поведал им о своей заботе, и они сказали, что сами ищут себе жен. И вернулся Богумир в свои степи, и привел трех мужей дочерям своим. И от них пошли три славных рода – древляне, кривичи и поляне. Потому что первую дочь звали Древа, вторую Скрева, а третью Полева. Сыновей же Богумира звали Сева и Рус. От них исходят северяне и русы. И было это за тысячу триста лет до Германриха”.
Итак, Богумир жил в IX веке до н.э. где-то в степных районах Волги. Иными словами, подтверждается версия о степном центральноазиатском происхождении наших предков, о чем подтверждвют разные источники.
Во “Влесовой книге” подробно описывается, как часть наших предков из Семиречья шла через горы на юг (судя по всему в Индию), а другая часть пошла на Запад, “до Карпатской горы”. Этот поразительный и неожиданный факт истории древних скотоводов подтвержден археологически лишь совсем недавно. Кроме того, следует отметить, что римские географы начала н.э. знали Волгу как Рус, “реку русов”.
Русы были скотоводами, охотниками, а земледелие играло для них подсобную роль. Они поддерживали контакты с готами, гуннами, греками и другими народами. Были у них, конечно, и враждебные племена. Среди них – яги. “Влесова книга” приписывает им людоедство, т.е. каннибализм. Скорее всего, именно оттуда тянутся наши славянские сказки о бабе-яге, костяной ноге.
Мы не знаем подробностей освоения русами лесостепных районов Приднепровья, что привело к образованию Киевской Руси. Но есть летопись, практически навечно впечатанная в днепровскую землю, – это Змиевы валы, опоясывающие Киевскую Русь с юга. Почему-то о них мало говорят, а ведь это укрепсооружение и архитектурный памятник древности, сравнимый разве что только с Великой китайской стеной.
Длина Змиевых валов около 1000 км (по некоторым данным – до 2000 км), глубина 200 км (для сравнения длина Великой китайской стены равна 6000 км). Строились они со II века до н.э. по VII век н.э., т.е. целое тысячелетие. Более 600 км валов проходило по Древлянской земле (опоясывало с юга), остальные – по Полянской. Причем интересная деталь: вначале валы строились жителями двух земель вроде бы и раздельно (первые валы расположены всего в 60 километрах от Киева), но методически обе линии валов продвигались на юг. А это значит, что у них был один хозяин. Более того, валы строились по единому плану в обоих землях, а с IV века они были состыкованы. Вал же Фастов-Житомир длиной 120 км вообще был построен прямым, защищая, таким образом, две земли сразу.
В те времена в Европе бесчинствовали гунны. Царь гуннов Аттила побеждал императоров Царьграда и Рима, папа римский перед ним с трудом вымолил пощаду. Остановлен он был только в 451 г. в 200 км от Парижа (в то время – Лютеции). Гунны покорили десятки царств, но Русь тогда так и не смогли покорить!
Что это все значит? А это значит, что Киевская Русь задолго до Рюрика – по крайней мере, в течение целых 1000 лет – была единым и могущественным государством. А анализ других источников показывает, что она была федерацией нескольких земель – как минимум двух: Полянской и Древлянской. Остальные земли были севернее этих двух. Поэтому Змиевы валы были общей защитой от набегов южных племен и для них. И они, естественно, также могли входить в общую федерацию русских земель.
Еще более таинственным и замалчиваемым фактом является то, что в первой половине I-го тысячелетия н.э. на территории от Карпат до Дона существовал мощнейший Антский союз, представители которого и построили Змиевы валы. Только христианизация юго-восточных территорий и разделение христианской религии на восточную (византийскую, а в дальнейшем православную) и западную (римскую, а в дальнейшем католическую) привели к распаду Антского союза на две половины. Из западной части союза образовался ряд центральноевропейских славянских государств, а из восточной – Киевская Русь.
Таким образом, первое тысячелетие земель Киевской Руси было заполнено борьбой против сарматской, готской, гуннской и аварской агрессии, для чего, собственно говоря, и сооружались Змиевы валы. Из этого можно также заключить, что славянские племена, проживающие в лесостепной зоне Киевской Руси были оседлыми и миролюбивыми, но всегда боровшиеся за свою независимость.
Теперь необходимо упомянуть о государственном устройстве Киевской Руси. До крещения она имела духовенство староверов, которое называлось волхвами, и состояла из земель, т.е. федеральных княжеств во главе (по крайней мере, в дальнейшем) с первой коронной, т.е. Полянской землей.
Структура власти включала в себя: княжескую династию (княжеский дом); небесного князя (бога соответствующей земли во главе с богом первой коронной земли Перуном); земельную думу; городское вече; свободное и вооруженное население. Дофеодальные государства-княжества назывались варварскими, а их князья – внуками соответствующих древних богов. Рабства как такового не было, но была система налогов как в пользу князя земли, так и в пользу князя первой коронной земли.
Южные границы Киевской Руси проходили по притокам Днепра: западном под названием “Рось” и восточном под названием “Сула”. Столицей Руси, естественно, считается полянский город Киев, основанный, якобы, князем Кием Полянским. Однако детальный анализ обстановки X века показывает ряд несоответствий:
1. Почему Киев занимает периферийное (крайнее западное) положение в Полянской земле?
2. Границей между Полянской и Древлянской землями немного западнее Киева была река Ирпень. Но почему тогда на ее восточном берегу, который естественно считать полянским, располагалась крепость Древлянской земли?
3. Почему Кием Полянским на западной высоте Киевских гор была построена крепость? От кого она защищала город с запада, если там была Древлянская земля?
4. Почему Киев во времена Кия был таким маленьким – всего 2 гектара?
5. Почему Владимир Красно Солнышко в 980 году на Древлянской земле строит крупнейшую крепость Белгород площадью 300 гектаров, в то время как площадь Киева тогда была всего 30 гектаров?
И этих “почему” набирается очень много. Не вдаваясь в доказательства можно привести следующий наиболее правдоподобный сюжет ближней к интересующим нас событиям истории.
Киев основан древлянами в 482 г. как восточный форпост Древлянской земли. Возможно для того, чтобы защищать Киевскую Русь от водного вторжения гуннов по Днепру. В данном случае Киев выступал ключом ко всему бассейну Днепра. В VI веке он еще древлянский. Перемены произошли где-то в VII веке, когда Кий Полянский завладел городом, перенес сюда свою столицу и соорудил крепость против древлян. Тому есть и веский аргумент: в это время Полянская земля входила в Хазарскую державу на правах федерации, а Древлянская – нет. Возможно, что Кию ощутимо помогли хазары в обмен на что-либо. Но, скорее всего, он нанял варяжскую дружину. В отношении последнего есть некоторое обоснование. Но об этом – ниже.
Таким образом, к началу следующей, варяжской эпопеи Киевская Русь ослабла в результате междуусобиц и передела территорий.
2. Обычаи того времени
В древние времена, в средние века и даже сейчас во внутригосударственных и международных отношениях большую роль играет династическое право. В отличие от сегодняшнего дня, когда договоры заключаются на бумаге, а для разрешения споров по ним существуют различные суды, в те далекие времена единственной гарантией соблюдения условий договоров были династические браки.
Династические браки заключались направо и налево вне зависимости от того, что принято понимать под браками теперь. Когда взрослых детей не хватало, союзы скреплялись заключением браков с малолетками. Так, в 80-х годах Х века после усмирения волжской Булгарии союз Руси с этой державой был скреплен династическим браком князя Владимира с 4-летней булгарской принцессой, от которой в дальнейшем родились князья Борис и Глеб.
Другим свойством династических браков было многоженство. Много союзов – много браков. Но чтобы подчеркнуть значимость международного договора, иностранная принцесса должна была стать 1-й женой князя. Не по счету, не по порядку, а по важности. Своя же жена-соплеменница могла быть только 2-й. А если иностранных договоров было несколько – то и более низкой по рангу. И это, не считая нескольких сотен наложниц, если мужем был князь. Так, у князя Владимира Красно Солнышко было 800 наложниц в разных городах своего княжества (в Вышгороде – 300, в Белгороде – 300, в сельце Берестовое - 200). И даже принятие христианства не отменило этой его привилегии.
Второй чертой династического права является национальность монарха. Она считается не по происхождению монарха, а по стране, в которой тот правит. Так, варяжка Ольга была русской княгиней. И Екатерина II, немка по происхождению, также была русской царицей.
Третьей чертой союзов и, соответственно, династических браков является веротерпимость. Союзы заключались, с представителями различных религий и ничего – все уживались. Например, в X веке до принятия христианства Русь заключала династические союзы: на Западе – с христианской Чехией, на Севере – со старообрядческой Швецией, на Востоке – с мусульманской Булгарией и на юге снова с христианской державой – Византией.
Существовало также общее международное правило того времени: в династии считаются сначала все мужские линии в порядке старшинства и лишь затем линии женские. Причем не только в исконно русских родах, но и в смешанных браках было принято детей, внуков и т.д. называть так, чтобы они сохраняли родовой корень отца или матери. Это – заимствование династических имен при браках.
И еще: дети княжеского рода носили второе имя по имени города, который им принадлежал или в котором они родились. Например, имя Малко Любечанин означало, что городом Малко является Любеч на Днепре, что севернее Киева и недалеко от Чернигова. Но если человек становился князем земли (т.е. федерального государства), то он перенимал в качестве второго имени название этой земли. Например, Малко Любечанин (Малко – это, скорее всего, уменьшительное имя от Мала) в дальнейшем стал Малом Древлянским, князем Древлянской земли. Дочь свою он назвал Малушей, а сына – Добрыней, как производное от имени своей жены, чешской принцессы Добравы. Поэтому Добрыня (в дальнейшем Добрыня Никитич) – не только русский князь, но и прирожденный принц крови Чешского королевского дома (т.е. чешской правящей династии), которого должны были величать “Его Королевское Высочество”.
Данный пример приведен здесь не случайно, поскольку вся отечественная война 945-980 гг. связана с именем именно этого выдающегося государственного деятеля и полководца Киевской Руси. Его отец Мал Древлянский (в дальнейшем Никита Залешанин, откуда произошло и отчество у Добрыни Никитича) начал эту войну, а сын блестяще закончил.
Но есть еще одна, наверное, самая главная черта династического права: наследником в своей стране или в своем доме становился только старший сын. (Данное правило описывается еще в библии в отношении продажи первородства Исавом Иакову). Если были еще земли, то они раздавались другим сыновьям. В федеративной Киевской Руси таких земель хватало для детей монарха первой коронной земли (т.е. Полянского княжества). Но в княжествах имелись другие лица, которые тоже хотели княжить, что и приводило периодически к междуусобицам, когда центр оказывался слабым. А это происходило тогда, когда умирал отец – князь коронной земли, а сыновья начинали передел власти.
Следует отметить одну особенность тех междуусобиц (да и вообще всех войн той поры) – их малокровность. Главное – заставить противника платить дань. Соответственно, в те времена практически не было и рабства в Киевской Руси. Оно как-то само собой было невыгодным никому.
Но если на Руси с династическим правом дела обстояли более-менее нормально, то в северных широтах за Балтийским морем при большей скудости климатических и природных условий ситуация с этим правом резко обострилась где-то в начале IX века.
В то время для населения скандинавских стран существовало пять основных способов прокормиться: земледелие, рыболовство, охота, торговля и грабеж.
Согласно династическому праву у родителей все наследовал только старший сын. К тому времени все благоприятные земли и водные пространства, по-видимому, были уже освоены, так что остальным сыновьям не оставалось никаких перспектив заняться честным трудом. Поэтому они с детства готовились к тому, что будут добывать пропитание оружием. Пиратство на море, разбойные набеги на приморские поселения – вот основной удел младших сынов.
Поэтому с IX века Западная Европа трепетала перед молниеносными набегами норманнов – “северных людей” или викингов (так еще называли их на Западе), или варягов (так их называли на Руси). Их отличали высокая боевая выучка и крайняя жестокость.
Кроме того, они создали тип легкого одномачтового парусника, который вел себя хорошо и в открытом море, и на речке. Основные его характеристики: киль – 17 м, мачта – 10 м, вместо пакли использовалась просмоленная шерсть, 15-16 гребцов на одном борту. Низкая осадка этих судов позволяла норманнам заходить даже в мелководные реки и грабить те города, которые никогда не ожидали морского нападения.
Норманны открывают и колонизируют Исландию, затем Эрик Рыжий, объявленный в Норвегии вне закона за убийство, открывает еще более дальнюю Гренландию, а его сын Лейф первый из европейцев обосновался в Америке [5].
Флотилии викингов опустошают берега Балтики от славянской Лабы до юга Франции, прорываются в Средиземное море и грабят его берега.
Пользуясь приливами, норманны под парусами входили в устья равнинных рек Европы. В 866 г. они долго держали в осаде Париж и сняли ее, только получив громадный выкуп [5].
Проникли варяги и в Восточную Европу. По рекам, через Неву и Ладожское озеро, тем самым путем по Волхову и Днепру, который так и назовут “путем из варяг в греки”, они не только опускались в Черное море. Пройдя Босфор и охватив кольцом Европу, они встречались в Средиземном море с соплеменниками, приплывшими сюда через Гибралтар.
К тем, кого варяги не сумели одолеть, они охотно нанимались на службу. Так появилась варяжская дружина в Новгороде, Старой Ладоге и Киеве. Надо сказать, что служили они неплохо. Даже ходили в походы. Но все-таки это была наемная армия, а это чревато определенными опасностями.
Норманны завоевали Сицилию. (Наверное, современная сицилийская мафия – это как раз и есть потомственная часть тех воинственных норманнов). И при всякой возможности – захватом ли, службой ли – они стремились осесть на земле. Например, их “герцогство” (в кавычках) – Нормандия во Франции. Но на Руси они своего государства так и не создали. Но об этом – особый разговор.
3. Варяжское нашествие на Русь
Существует расхожая версия: в Новгороде двое князей не могли поделить власть, а потому они были такие добренькие, что отказались от своих амбиций и пригласили на княжеский трон варяжского князя Рюрика [8]. И это после того, как варяги из заморья, судя по Несторовой летописи, с 859 г. взимали “дань с чуди, и со славян, и с мери, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма”. После того, как русичи в 862 г. “изгнали варяг за море, и не дали им дани, они начали сами собой владеть” [2].
История не сохраняет имен малозначительных личностей, которые ничем себя не проявили. Не запомнила она и имен вышеназванных князей. Но, следуя историческим закономерностям, делая выводы и подтверждая их различными способами, профессор Членов установил, что в 862 г. во время усобицы в Новгороде одна из сторон пригласила в наемники варяжских пиратов во главе с тем человеком, который в дальнейшем стал называть себя Рюриком.
Имя отца Рюрика неизвестно. Сам же Рюрик пришел со своей родней и верной дружиной. Но в этой неразберихе, когда обе русские стороны были ослаблены усобицей, Рюрик совершает государственный переворот и берет власть в свои руки. В ответ на это часть новгородцев во главе с неким Вадимом восстала, но была разбита сильными и хорошо организованными варягами.
Таким образом Рюриком был сделан первый шаг к узурпации власти на Руси. Именно здесь произошла узурпация Новгородского княжества и превращение Варяжской династии в княжескую. Кстати, настоящее, т.е. варяжское имя Рюрика, данное ему родителями от рождения, нам неизвестно. А Рюрик (правильнее Хрёрекр) – это тронное имя, взятое им после захвата Новгорода и означающее “Могучий Славой”.
Как уже упоминалось, Рюрик был с родственниками. Вот как написано в летописи: “трое братьев со своими родами: старший Рюрик, в Новгороде, Синеус – на Бело-озере, Трувор – в Изборске. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. Рюрик раздал своим мужам Полоцк, Ростов, Бело-озеро.
Два мужа (не родичи) его отправились в Царьград со своим родом” [2].
Кто были эти два варяга, доехали ли они до славного Царьграда или осели в Киеве? Ответов на эти вопросы пока нет. Но история знает, что в 866 г. был совершен поход на Царьград киевскими князьями Аскольдом и Диром [4]. А это всего лишь через 4 года после упоминаемых выше новгородских событий. По крайней мере, известный историк Карамзин отождествлял этих двух варягов с Аскольдом и Диром [8].
Умер Рюрик в 879 г. При этом он передал княжение (по крайней мере, так пишут, но, скорее всего, его об этом могли и не спрашивать) и малолетнего сына Игоря своему свояку Олегу. Настоящее имя последнего – Хельги. А имя жены Игоря – Хельга, будущая княгиня Ольга. Учитывая родство имен, можно предположить, что Ольга могла быть дочерью Олега, а династический брак Игоря и Ольги мог быть заключен еще при жизни Рюрика, т.е. тогда, когда они оба были еще малолетними детьми.
Это давало Олегу возможность претендовать на правление в качестве регента при малолетнем Игоре. По крайней мере, в дальнейшем все так и происходило. Кстати, настоящее имя Игоря – Ингвар Хрёрексон. Но Карамзин указывает несколько другое: в 903 г. Олег избрал для Игоря супругу варяжского роду из под Пскова [8]. Но даже и в этом случае родство имен не исключает того, что Ольга могла быть дочерью или близкой родственницей Олега.
Как следует из летописи [2], “в 882 г. Олег взял много воинов и пришел к Смоленску, посадил в нем своих мужей. Потом отправился вниз, взял Любеч и там посадил своих мужей.
Под Киевом спрятал одних воинов в ладьях, других оставил позади, а сам пошел к горам, неся Игоря.
- Придите к нам, к родичам своим.
Когда те вышли, воины выскочили, а Олег сказал:
- Не князья вы и не княжеского рода.
А когда вынесли Игоря:
- Вот он сын Рюрика.
И убили Аскольда и Дира”. Иван Членов здесь добавил: “потомков Кия Полянского” [3]. С этого момента в Киеве начинается княжение Олега, прозванного Вещим.
Но прежде чем говорить об Олеге, следует отметить, что в дальнейшем некий Ольма поставил на могиле Аскольда церковь Св. Николая, а в исторической науке утвердилось мнение, что Николай – это имя Аскольда после крещения [5]. Есть также сведения, что часть Киевской Руси была крещена еще при этом князе, т.е. в 866-867 гг. Это – западные славяне, болгары и русы, а в 988 г. было проведено второе, теперь уже глобальное крещение всего государства.
Забегая вперед, необходимо также отметить, что первые ростки христианства были подавлены спустя всего лишь 20 лет или около того дружиной Олега, захватившей Киев. Этому есть и простое объяснение: с целью умножения своей добычи Олег воевал с Византией, поэтому христианство отождествлялось им с этим врагом, поскольку Византия была христианским государством.
Теперь о походах Олега. История упоминает о двух успешных походах Олега на Константинополь – в 907 и 912 гг., которые закончились заключением мирных договоров и обширной данью со стороны греков. Но в том же 912 г., как явствует летопись, Олег разболелся и умер. Похоронен он на горе Щековице в Киеве. Таким образом, всего он княжил 33 года.
Но существует удивительная легенда о смерти Олега от коня своего, воспетая даже Пушкиным. Возможно, цензура не могла пропустить в летописи правды об этом событии. Но предания сохранили ее по своему – ведь под верным конем в старину подразумевался либо друг, либо свой народ. Возможно, что в процессе народных волнений Олега могли просто убить, как это было сделано с Игорем. Свидетельством этому могли быть страницы летописи с 912 по 945 г., которые по чьему-то приказу были изъяты и уничтожены. А это более 30 лет. Это как раз период правления князя Игоря.
Но прежде, чем перейти к Игорю, необходимо все же ответить, кто такие были Аскольд и Дир. По некоторым сведениям считают, что они совершили не один, а два похода на Византию: в 860 и в 866/67 гг. В таком случае они не могли быть теми двумя варягами, которые в 862 г. отправились из Новгорода. Тогда возможен третий, компромиссный вариант: эти князья были совместными детьми киевского князя и оседлого варяга – либо богатого купца, либо, что более правдоподобно, варяжского военачальника, который был на службе со своей дружиной у киевского князя.
История подобного родства знает конкретный пример: у княгини Ольги был на службе варяжский отряд во главе с воеводой Свенельдом. Так вот дочь этого военачальника Мстиша была отдана замуж за Ярополка, сына Святослава, т.е. внука Ольги. Несколькими десятилетиями ранее нечто подобное могло произойти и с потомками Кия. И здесь хотелось бы поставить вопросы: не варяги ли помогали Кию брать Киев и не родством ли своим он с ними расплатился? И не являются ли результатами этого родства Аскольд и Дир?
Заканчивая характеристику периода завоевания славян варягами, хотелось бы добавить, что дальнейшие историки, включая и Карамзина, пытались похоронить даже память о существовании славян, не говоря уже об их государственности, письменности, культуре и языке. Все представлялось так, что именно варяги сделали доброе дело, а московский царь является их законным наследником.
Но, с другой стороны, тот же самый Карамзин противоречит сам себе, описывая поселения славян на Днепре до прихода варягов и восхищаясь их гостеприимством, целомудрием их жен, определенной образованностью, знанием арифметики и хронологии. В частности, указывая на то, что славянские племена в дальнейшем утратили единство языка, он в числе пяти новых наречий (русское, польское, чешское, болгарское, кроатское) даже не называет украинский язык. Хотя тут же пишет, что древние славяне так же, как и римляне, делили год на 12 месяцев, среди которых были: просинец (январь), сечень (февраль), сухий (март), березозол (апрель), травный (май), изок (июнь), червен (июль), зарев (август), ревун (сентябрь), листопад (октябрь), груден (ноябрь), студеный (декабрь).
Как видно из вышеприведенного списка, половина названий старославянских месяцев до сих пор входит в украинский язык. Поэтому я и раньше говорил и теперь повторяю: Русь Славянская дохристианская так же, как и Киевская Русь, ног не имеет – все, что от нее осталось, находится на том же самом месте. И действительно, среди сел Полтавской, Киевской, Черниговской, Житомирской и других областей можно найти остатки той культуры, которая существовала и более 1000 лет тому назад, до нашествия варягов.
Так, 24 декабря язычники дохристианской Руси праздновали Коляду, бога торжества и мира. А 23 июня праздновали Купалу, бога земных плодов. Эти и другие праздники не только сохранились после крещения Руси, но и распространились по другим землям Киевской Руси.
А вот храм существует и поныне только в селах бывшей Полянской и, возможно, Древлянской земель. Да, вы в большинстве своем даже не слышали о таком празднике, а ведь его роль настолько огромна, что он выполняет ее до сих пор. Храм – это праздник рода, праздник села, где находится этот род или, возможно, несколько родов. И празднуется он один раз в год в каждом селе. Как правило, весной или осенью строго по определенным числам определенных месяцев.
На данный праздник в селе готовятся все. И не приглашают никого. Родственники и друзья из других сел обязаны приехать на храм без приглашения. В противном случае на них будет большая обида.
Данный праздник выполняет несколько функций: регулярное поддержание родственных связей, знакомства для парубков с целью найти себе невесту из другого рода, поддержание дружбы, общих традиций, обмен новостями, трудовым опытом и т.п.
Родственников имеют, как правило, в полдесятке-десятке сел. Поэтому общения между людьми бывают достаточно частыми. При этом на храм, как правило, ездили семьями, на лошадях, с ночевкой, оставляя на хозяйстве минимум людей для обслуживания домашней скотины.
Мои собственные исследования показали, что такого праздника другие земли Киевской Руси до сих пор не знают, преподаватели вузов о нем ничего не слышали, и создается впечатление, что его как бы не существует вообще. А он, между прочим, является чисто славянским дохристианским праздником, дожившим до наших дней на той территории, которую и занимали древние славяне до вторжения варяжских дружин.